Уровни высшего профессионального образования

Самое полезное в статье: "Уровни высшего профессионального образования" с полноценной оценкой информации и выводами. На все вопросы может ответить дежурный юрист.

Уровни высшего профессионального образования, сроки и формы его получения

(в ред. Федерального закона от 24.10.2007 N 232-ФЗ)

1. Основные образовательные программы высшего профессионального образования реализуются по уровням.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 24.10.2007 N 232-ФЗ)

2. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни высшего профессионального образования:

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр» — бакалавриат;

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «специалист» или квалификации (степени) «магистр» — подготовка специалиста или магистратура.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 24.10.2007 N 232-ФЗ)

3. Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 24.10.2007 N 232-ФЗ.

Лицам, не завершившим освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования, выдаются академические справки установленного образца.

4. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования по очной форме обучения составляют:

для получения квалификации (степени) «бакалавр» — четыре года;

для получения квалификации (степени) «специалист» — не менее пяти лет;

для получения квалификации (степени) «магистр» — два года.

Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым могут быть установлены иные нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования (программ бакалавриата, программ подготовки специалиста или программ магистратуры), устанавливается Правительством Российской Федерации.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 24.10.2007 N 232-ФЗ)

5. Лица, получившие документы государственного образца о соответствующем уровне высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «бакалавр», имеют право продолжить на конкурсной основе обучение по образовательной программе высшего профессионального образования — программе магистратуры.

Получение образования по следующим образовательным программам высшего профессионального образования рассматривается как получение второго высшего профессионального образования:

по программам бакалавриата или программам подготовки специалиста — лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста, диплом магистра;

по программам магистратуры — лицами, имеющими диплом специалиста, диплом магистра, если иное не установлено федеральными законами.

(в ред. Федерального закона от 10.11.2009 N 260-ФЗ)

(п. 5 в ред. Федерального закона от 24.10.2007 N 232-ФЗ)

6. Утратил силу. — Федеральный закон от 24.10.2007 N 232-ФЗ.

7. Освоение лицом образовательной программы высшего профессионального образования соответствующего уровня в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, является условием для занятия им в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему. Для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования, условием для занятия ими указанных должностей является первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура), подтверждаемая удостоверениями установленного образца.

(в ред. Федерального закона от 24.10.2007 N 232-ФЗ)

Квалификация (степень) «бакалавр», квалификация (степень) «специалист», квалификация (степень) «магистр» при поступлении на работу дают гражданину право претендовать на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование, если иное не установлено федеральными законами.

(в ред. Федерального закона от 24.10.2007 N 232-ФЗ)

Занятие должностей государственных и муниципальных служащих осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующим федеральным законом.

8. Основные образовательные программы высшего профессионального образования обучающимися могут осваиваться в различных формах в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника высшего учебного заведения с обучающимися: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, в форме экстерната. Допускается сочетание различных форм получения высшего профессионального образования. Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым получение высшего профессионального образования в очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения или в форме экстерната не допускается, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

9. Экстернат — самостоятельное изучение обучающимся дисциплин согласно основной образовательной программе высшего профессионального образования по избранному направлению подготовки (специальности) с последующей аттестацией (текущей и итоговой) в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию.

(в ред. Федерального закона от 10.02.2009 N 18-ФЗ)

Положение об экстернате утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

10. Лица, обучающиеся в не имеющих государственной аккредитации высших учебных заведениях или успешно окончившие их, имеют право на текущую и государственную (итоговую) аттестацию в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, на условиях экстерната.

(в ред. Федерального закона от 16.06.2011 N 144-ФЗ)

Уровни высшего образования в России

Высшее профессиональное образование – это такой уровень профессионального образования, при котором осуществляется подготовка специалистов в любой научной сфере. Подготовка специалистов осуществляется на базе среднего (полного) общего или среднего профессионального образования.

В зависимости от выбранного уровня срок получения высшего образования различен. В России с 2011 года вступила в действие система обучения, состоящая из двух уровней. Поэтому в настоящее время можно получить желаемый уровень высшего образования:

1. квалификация (степень) «бакалавр» — срок обучения не менее 4 лет (на базе среднего (полного) общего образования и на базе среднего профессионального образования);

2. квалификация (степень) «магистр» — срок обучения не менее 6 лет (из них 4 года на получение степени бакалавра (на базе бакалавриата).

В военных, инженерных и медицинских вузах есть специалитет, позволяющий получить квалификацию (степень) «дипломированный специалист» — срок обучения 5 – 5,5 лет (на базе среднего (полного) общего образования и на базе среднего профессионального образования).

Согласно установленным уровням получение высшего образования можно представить следующими этапами:

Бакалавриат (4 года) – Магистратура (2 года)

Специалитет (5 лет) – обучение в магистратуре для специалистов рассматривается как второе высшее образование.

В России высшее профессиональное образование можно получить в таких учебных заведениях как институт, университет, академия. Эти учебные заведения официально называются высшие учебные заведения или ВУЗы. Согласно статистике в России порядка 1180 ВУЗов, из них 735 государственных и более 1730 филиалов (1138 государственных филиалов).

В общее число высших учебных заведений с учетом филиалов входят 900 институтов, 1320 университетов и 690 академий.

Прежде чем поступать в ВУЗ, необходимо определиться с тем

  • по какому направлению и какую квалификацию хотелось бы получить после окончания обучения;
  • сколько времени займет получение данной квалификации;
  • каковы условия поступления в выбранный ВУЗ.

Уровни высшего профессионального образования

На современном этапе развития в нашей стране вопрос образования является весьма значимым. В последние несколько лет система претерпела определённые изменения, которые породили вопросы и некоторые разногласия. Высшее образование так же не стоит на месте и подвергается модификациям. Именно о некоторых из них будет идти речь.

Читайте так же:  Мой ребёнок подвержен простудным заболеваниям

Актуальность данной темы, можно рассмотреть даже невооруженным глазом. Двадцать первый век, век стремительного развития человеческого интеллекта и технологий. Век, который заставляет людей стремительно перепрыгивать ступеньки новых знаний и всевозможных открытий.

В 2012 году Росстат провел глобальное исследование, направленное на выявление уровня жизни населения РФ, в рамках которого был выявлен уровень образования россиян (Рисунок 1) [3].

Рисунок 1. Уровень образования населения РФ, %

В таких условиях, система подачи знаний для подрастающего поколения, является одной из важнейших проблем во всех смыслах этого слова.

Нужно искать и внедрять что-то новое, что позволит получать больший объём знаний при условии затраты меньшего количества времени. Нужно обеспечивать взаимодействие студентов со всего мира — для передачи опыта и развития каждого государства. И, в конце концов, искать такую систему, которая подходила бы как студентам, так и преподавателям, делая их взаимную работу продуктивней и интересней.

Поэтому, сегодня речь пойдёт о «бакалавриате» и «магистратуре», пришедших на смену нашему старому и доброму «специалитету».

Мы постараемся рассмотреть и разложить по полочкам плюсы и минусы данного нововведения, а так же проанализировать, что же всё-таки лучше?

Бакалавриат и магистратура являются высшими самостоятельными образовательными ступенями вузовского образования с итоговой аттестацией, впоследствии чего выпускник получает квалификацию бакалавра или магистра [6].

Бакалавриат — это первая ступень высшего образования, длительностью четыре года. В процессе обучения студент получает базовые знания своей специальности и академическую степень бакалавра, что можно считать завершенным высшим образованием.

Магистратура является второй ступенью высшего образования сроком обучения два года. Она направлена на более узкую специализацию, на более глубокое освоение теории. Допустим, если вы имеете диплом бакалавра маркетинга, то в магистратуре вы можете выбрать изучение маркетинга в недвижимости. После ее завершения студентом приобретается академическая степень магистра.

В 2003 году произошло присоединение России к Болонской конвенции, что стало причиной перехода к новой системе высшего образования, и уже с 2011 года в наших вузах началась подготовка, прежде всего бакалавров. Наличие степени «бакалавра» у выпускника является свидетельством о высшем профессиональном образовании, что дает право при устройстве на работу претендовать на должность, где квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование.

Присоединение России к Болонскому процессу даёт новый толчок к улучшению высшего профессионального образования, открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, которые финансируются Европейской комиссией, а студентам и преподавателям высших учебных заведений — в академических обменах с университетами европейских стран.

Раннее всем привычная установленная форма высшего образования «специалитет» на данный момент остаётся лишь только по некоторым профессиям, список которых в дальнейшем постепенно будет сокращаться.

Специалитет — традиционный вид высшего образования в России до недавнего времени. По данной программе студент обучается 5 лет и по истечении этого срока приобретает степень дипломированного специалиста. Данная система образования отсутствует в европейских странах, что является одним из наиболее серьёзных недостатков специалитета, поскольку практически отсутствует возможность дальнейшего обучения и поиска работы за рубежом, что на сегодняшний день является весьма актуальным для выпускников высших учебных заведений.

Вопрос о том, какая образовательная система лучше — достаточно непростой, поэтому есть необходимость его проанализировать.

В первую очередь хотелось бы рассмотреть систему специалитета, ее достоинства и недостатки.

1. Работодатели выше ценят специалистов, так как их профиль более узкий, в отличие от бакалавров, получающих общие знания.

2. У специалистов есть возможность сразу поступить в аспирантуру по окончанию учебы. Данный вариант больше подходит для тех, кто собирается заниматься научной деятельностью.

1. Диплом специалиста на территории Европы не имеет силы.

2. Специалист не имеет права бесплатно получать образование в магистратуре.

3. Нет отсрочки от армии при поступлении в магистратуру.

4. Специалист учится на 1-2 года больше, чем бакалавр.

Теперь необходимо проанализировать преимущества относительно новой для России системы высшего образования (бакалавриат и магистратура):

1. Европейский статус диплома. Получив диплом бакалавра или магистра в России, у студентов есть возможность продолжить обучение за границей. Помимо всего прочего благодаря данной системе выпускникам будет проще устроиться на работу на территории Европы, в отличие от студентов, получивших специальное высшее образование.

2. Возможность изменить профессию. Получив диплом бакалавриата, студент может продолжить обучение по той же специальности в магистратуре или пойти по совершенно другому направлению, что позволит ему стать разноплановым специалистом.

3. Срок обучения. Студент бакалавр получает высшее образование быстрее на целый год, в отличие от студента, получающего специальное высшее образование.

4. Отсрочка по армии. Отсрочка дается на 2 года для тех, кто сразу после бакалавриата (в тот же год) поступает в магистратуру. После окончания специалитета при дальнейшем обучении отсрочка не предусмотрена.

Недостатки (бакалавриат и магистратура):

1. Многие работодатели считают бакалавриат образованием недостаточным, что понижает конкурентоспособность бакалавров на рынке труда. Специалисты больше ценятся.

2. Невозможность поступления после бакалавриата в аспирантуру.

3. В магистратуре бюджетных мест гораздо меньше, чем на бакалавриате, что не всем дает возможность получить более глубокие знания. По статистике лишь 20 % студентов, окончивших бакалавриат, идут учиться в магистратуру.

4. Отсрочка по армии не предоставляется при платном обучении в магистратуре.

5. По окончанию магистратуры необходимо написать и защитить диссертацию, что гораздо сложнее написания дипломной работы.

Так как же нам относиться к бакалавриату и магистратуре в России?

Нужно сказать, что такая система, несомненно, имеет свои плюсы, например, бакалавриат — довольно гибок в сфере получения знаний. Если у вас имеется диплом по профессии, которая во время взросления, и осознания себя как личности, пришлась не по душе, то можно поступить в магистратуру. Она позволит подкорректировать свой выбор и углубится в сферу более интересных знаний и умений.

Однако же, как говорилось ранее, разделение на «бакалавриат» и «магистратуру» было принесено в Россию из стран Запада (Болонская конвенция), где образование развито куда сильнее. Отсюда можно сделать вывод, что полученных знаний по российскому диплому не всегда может хватать на усиленную ступеньку обучения в Европе.

Читайте так же:  Правила и порядок увольнение инвалида по собственному желанию – отработка, алгоритм действий

Многие выпускники, получившие в России диплом о высшем образовании, не часто справляются с нагрузкой, которую даёт Европейская магистратура. Это сигналит о том, что нам не хватает знаний по пройденным дисциплинам учебного плана.

На наш взгляд, данная система может претерпеть некоторые качественные изменения и подстроится под Российские реалии, а так же, для её введения в активное использование, должно пройти достаточное количество времени, чтобы отточить навыки, как преподавателей, так и студентов, для которых такая система является чем-то новым, да и психологическая поддержка в таких мероприятиях не бывает лишней. Изменения могут затрагивать всё, начиная от учебного плана до нормативных актов внутриуниверситетской системы.

Уровни профессионального образования: особенности, условия поступления

Уровни профессионального образования

Если ты усвоишь, какие бывают уровни профессионального образования, в чем их отличия, то сможешь понять, реально оценить свои возможности, на какой уровень ты сможешь претендовать.

В настоящее время произошли большие изменения в системе профессионального образования. Теперь существуют два основных уровня профессионального образования.

Профессиональное обучение предполагает освоение программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих.

Среднее профессиональное образование

Подготовка квалифицированных рабочих, служащих

Подготовка специалистов среднего звена

Среднее профессиональное образование

С 2013/14 уч. года в связи с вступлением в силу нового «Закона об образовании РФ» профессиональные образовательные организации реализуют следующие образовательные программы среднего профессионального образования:

программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ранее по рабочим профессиям готовили в учреждениях начального профессионального образования: училищах и лицеях);

программы подготовки специалистов среднего звена.

Профессиональные образовательные организации могут реализовывать:

основные общеобразовательные программы основного общего образования (9 классов);

основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих:

Видео (кликните для воспроизведения).

для лиц, не имеющих основного общего образования (база 8 класса);

для лиц с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам и получивших свидетельство об обучении.

Прием для обучения по образовательным программам среднего профессионального образования осуществляется по заявлениям лиц, имеющих основное общее (9 классов) или среднее общее образование (11 классов). Поступающий вправе подать заявление одновременно в несколько профессиональных образовательных организаций, на несколько специальностей, на различные формы получения образования, на бюджетные места и на места по договорам с оплатой стоимости обучения.

С 2013/14 уч. года поступление в образовательные организации среднего профессионального образования осуществляется на общедоступной основе, т.е. без экзаменов. Если количество поданных заявлений превышает план приема, проводится конкурс аттестатов. Критериями конкурсного отбора являются результаты освоения поступающими образовательных программ основного общего и среднего общего образования (средний балл аттестата).

По профессиям и специальностям, требующим наличия у поступающих определенных творческих способностей, физических и/или психологических качеств, в некоторых учреждениях проводятся вступительные испытания творческой или профессиональной направленности.

Образование, полученное в образовательных организациях среднего профессионального образования, можно продолжить в вузе по соответствующей специальности. О возможном сокращении срока дальнейшего обучения необходимо выяснять заранее.

1. По некоторым специальностям набор ведется только окончивших 11 классов (например, в педагогическом и медицинском колледжа).

2. Для учащихся 9-х и 11-х классов организованы подготовительные курсы.

3. Существуют различные форму получения образования: дневная, вечерняя, заочная.

В соответствии с новым Законом об образовании дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, могут поступать в образовательные организации СПО только на общих основаниях (без льгот).

Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования на общедоступной основе не предполагает льготное поступление инвалидов или лиц с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования обучение инвалидов или лиц с ограниченными возможностями здоровья организовано по индивидуальным учебным планам и адаптированным образовательным программам, предусматривающим увеличение срока обучения по профессиям квалифицированных рабочих на 6 месяцев, по подготовке специалистов — не более чем на 10 месяцев.

Инвалиды или лица с ограниченными возможностями здоровья имеют право на получение второго начального профессионального образования и профессиональной подготовки в государственных образовательных организациях Ярославской области без взимания платы. Порядок предоставления социальной услуги устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти в сфере образования (ст. 66 закона ЯО от 19.12.2008 № 65-з «Социальный кодекс Ярославской области»).

Получение среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена впервые лицами, имеющими диплом о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего, не является получением второго или последующего среднего профессионального образования повторно (п. 5 статьи 68 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

(институт, академия, университет)

К освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.

Прием на обучение за счет бюджетных ассигнований по программам бакалавриата и программам специалитета проводится на конкурсной основе:

— на базе среднего общего образования – на основании результатов ЕГЭ и (или) по результатам вступительных испытаний, проводимых организацией ВО;

— на базе СПО или ВО – по результатам вступительных испытаний, форма и перечень которых определяются организацией ВО или на основании результатов ЕГЭ.

[3]

Отдельные категории поступающих на базе среднего общего образования могут сдавать общеобразовательные вступительные испытания, проводимые организацией ВО самостоятельно:

1) по любым общеобразовательным предметам:

а) дети-инвалиды, инвалиды;

б) иностранные граждане;

в) лица, которые получили документ о среднем общем образовании в течение одного года до дня завершения приема документов и вступительных испытаний включительно, если все пройденные ими в указанный период аттестационные испытания ГИА по образовательным программам среднего общего образования сданы не в форме ЕГЭ;

2) по отдельным общеобразовательным предметам – лица, которые прошли ГИА по этим общеобразовательным предметам в форме государственного выпускного экзамена, при условии, что они получили документ о среднем общем образовании в течение одного года до дня завершения приема документов и вступительных испытаний включительно и в этот период не сдавали ЕГЭ по соответствующим общеобразовательным предметам.

Правилами предусмотрена возможность проведения в вузах дополнительных вступительных испытаний профильной направленности в случае, если конкурс на соответствующее направление подготовки (специальность), проводимый на основании результатов ЕГЭ, не обеспечивает возможность отбора лиц, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы ВО. Дополнительные вступительные испытания проводятся по профильному общеобразовательному предмету.

Читайте так же:  Работа по патенту в организациях и у предпринимателей

Организация ВО может включить в перечень вступительных испытаний на базе среднего общего образования дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности: творческое испытание, профессиональное испытание, собеседование.

В рамках контрольных цифр приема выделяются:

квота приема на обучение детей-инвалидов, инвалидов I и II групп, инвалидов с детства, которым не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (квота устанавливается организацией ВО в размере не менее чем 10% общего объема контрольных цифр по каждой специальности и (или) направлению подготовки);

— квота целевого приема на обучение;

— места для приема на обучение лиц, постоянно проживающих в Крыму.

Поступающий на обучение по программам бакалавриата или программам специалитета вправе подать заявление (заявления) о приеме одновременно не более чем в 5 организаций высшего образования и участвовать в конкурсе не более чем по 3 специальностям и (или) направлениям подготовки в каждой из указанных организаций. В заявлении поступающий указывает приоритетность поступления на обучение по различным условиям поступления.

Категории граждан, которые имеют особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета, определены законодательством РФ (п. 33 – 42 Порядка). Особые права и преимущества предоставляются победителям и призерам олимпиад школьников при наличии у них результатов ЕГЭ не ниже количества баллов, установленного организацией ВО. В 2016 г. победителям и призерам олимпиад школьников необходимо набрать не менее 75 баллов по ЕГЭ, тогда как в 2015 г. достаточно было сдать экзамен на 65 баллов.

Поступающие на обучение вправе представить сведения о своих индивидуальных достижениях, результаты которых учитываются при приеме на обучение (п. 43 – 47 Порядка). В 2016 г. дополнительные баллы могут быть начислены за наличие диплома о среднем профессиональном образовании с отличием, аттестата о среднем общем образовании с отличием (золотой или серебряной медали), золотого значка ГТО, призовых мест на олимпиадах, участие в волонтерской деятельности и др. Вузы будут самостоятельно решать, учитывать итоговое сочинение выпускников при поступлении или нет. Перечень учитываемых индивидуальных достижений и порядок их учета устанавливаются организацией ВО самостоятельно.

При поступлении на обучение по специальностям и направлениям подготовки, входящим в Перечень специальностей и направлений подготовки, при приеме на обучение по которым поступающие проходят обязательные предварительные медицинские осмотры (Постановление Правительства РФ от 14.08.2013 N 697), поступающий представляет оригинал или копию медицинской справки, содержащей сведения о проведении медицинского осмотра.

Что важно спросить в профессиональной образовательной организации?

1. Где находится ваше учебное заведение?

2. По каким специальностям в нем обучают?

3. Какова продолжительность обучения?

4. Каков конкурс по специальностям при поступлении?

5. Есть ли ограничения в приеме по состоянию здоровья?

6. Обучение платное или бесплатное?

7. Кто имеет льготы при поступлении?

8. Какие документы нужно представить в приемную комиссию?

9. В какие сроки можно подать документы?

10.В какой форме и по каким предметам проводятся вступительные испытания?

11. Имеются ли подготовительные курсы и какова стоимость обучения на курсах?

[1]

12. Можно ли параллельно получить вторую специальность?

13. Каков размер стипендии и условия ее получения?

14. Имеется ли общежитие?

15. На каких предприятиях проходит производственная практика?

16. Оказывают ли по окончании обучения содействие в трудоустройстве?

17. Где работают ваши выпускники?

18.Сколько зарабатывают специалисты по окончании Вашей профессиональной образовательной организации?

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ-ПУТЬ К УСПЕХУ

Федеральные государственные образовательные стандарты впо (высшего профессионального образования)

Многие абитуриенты и их родители либо не обращают серьезного внимания либо вообще ничего не знают о том, что существуют федеральные государственные образовательные стандарты впо

. Некоторые полагают, что они предназначены только для вузовских работников. Но это далеко не так. Лица, поступающие в вуз, могут почерпнуть из них много полезной и интересной информации. По большому счету, образовательные стандарты призваны обеспечить решение таких важных задач как создание единого образовательного пространства на территории нашей страны, обеспечить преемственность в обучении, вариативность образовательных программ, государственные гарантии уровня и качества высшего образования. В данной статье мы не будем останавливаться на этих глобальных и политических проблемах, а постараемся посмотреть на эти стандарты глазами поступающего в вуз.

Вначале разберемся, что такое федеральные государственные образовательные стандарты впо?

Прежде всего, это набор требований, которые обязательны для каждого из уровней высшего профессионального образования. Поэтому все эти стандарты разбиты на три перечня: для бакалавров, специалистов и магистров . Каждый из этих перечней содержит в свою очередь перечень направлений (специальностей), по которым осуществляется подготовка студентов в высших учебных заведениях. Перечень направлений (специальностей) для каждого из уровней образования является полным. Это означает, что высшие учебные заведения не могут самостоятельно определять направления подготовки студентов, а обязаны вести подготовку только по тем направлениям, которые включены в соответствующий перечень. Поэтому, определяясь со своей профессией, внимательно изучите список направлений, по которым ведется подготовка в российских вузах, и выберете себе одно (или несколько) направлений по своему желанию. Например, Вы решили пойти учиться на бакалавра. Не поленитесь, откройте перечень направлений подготовки бакалавров и внимательно его изучите. Быть может, Вы найдете для себя что-то новое и интересное.

Выбирая себе направление, учтите, что направления могут разбиваться на профили подготовки, которые уже устанавливают сами вузы (см. ст. Направления обучения и профили подготовки ).

По каждому направлению (специальности) подготовки издаются самостоятельные федеральные государственные образовательные стандарты впо.

Каждый из этих стандартов утверждается приказом Минобрнауки. Исключение из этого правила составляют Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, федеральные университеты, национальные исследовательские университеты, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана и Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Эти вузы самостоятельно разрабатывают стандарты образования.

После того, как Вы выбрали одно или несколько направлений подготовки откройте соответствующие стандарт ( или соответствующие стандарты) и внимательно разберитесь с ними. Найти эти стандарты можно на официальном сайте Минобрнауки в разделе документы ( адрес сайта http://old.mon.gov.ru/dok/fgos/ ).

Схематично стандарты по всем направления и специальностям построены, по сути, одинаково. Они содержат в себе совокупность требований к структуре, условиям реализации и результатам освоения образовательных программ

Что может узнать из содержания этих стандартов абитуриент?

Читайте так же:  Примеры текста объяснительной записки об опоздании на работу по разным причинам – образец, если прос

Во-первых, в стандарте содержаться сроки обучения направления или специальности по различным формам обучения (очная, заочная и очно-заочная).

Во-вторых, в нем раскрывается область предстоящей профессиональной деятельности.

В-третьих, в стандарте указывается какими видами деятельности вы сможете заниматься по приобретенной Вами специальности

В-четвертых, Вы можете выяснить какие обязательные дисциплины, которые Вам придется проходить по выбранному направлению.

В-пятых, самые любопытные и скрупулезные могут узнать: какие компетенции у них должны быть сформированы за период обучения.

Просмотр и изучение стандартов помогут Вам глубже разобраться с выбором профессии. Изучив их кто-то еще более укрепиться в правильности выбранного решения, кто-то может засомневаться, увидев, что придется изучать нелюбимые учебные дисциплины, а кто-то может и вовсе разочароваться в своем выборе.

Так, что готовясь к поступлению в вуз не забывйте о том, что существуют федеральные государственные образовательные стандарты впо,

которые могут содержать нужную Вам информацию.

Бакалавр, магистр и специалист = высшее образование.

Не все знают, что специалист, магистр и бакалавр — это высшее образование, после которого обладатель диплома имеет право занимать должности, требующие наличие высшего образования. Эти ступени отличаются продолжительностью обучения в ВУЗе и насыщенностью программы теоретическими и прикладными дисциплинами. При этом в последние годы перешли на систему бакалавриата и магистрата, а дипломы специалистов остались преимущественно у выпускников прошлого столетия.

Ниже описаны уровни образования, установленные в России. А так же более подробно раскрыты понятия: специалист, бакалавр и магистр.

Уровни образования

В Российской Федерации установлены следующие образовательные уровни:

  1. основное общее образование;
  2. среднее (полное) общее образование;
  3. начальное профессиональное образование;
  4. среднее профессиональное образование;
  5. высшее профессиональное образование;
  6. послевузовское профессиональное образование.
    В Российской Федерации установлены следующие ступени высшего профессионального образования:
  • высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации (степени) «бакалавр»;
  • высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации «дипломированный специалист»;
  • высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации (степени) «магистр».
    • Сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования составляют:
  • для получения квалификации (степени) «бакалавр» не менее чем четыре года (именно этого срока обучения и придерживаются вузы);
  • для получения квалификации «дипломированный специалист» не менее чем пять лет (обычно 5 или 5,5 лет);
  • для получения квалификации (степени) «магистр» не менее чем шесть лет.
  • Степени «бакалавр» и «магистр» относят к первым научным степеням. Степень «магистр» позволяет в дальнейшем поступить в аспирантуру. Степень «бакалавр» обязательно предшествует получению диплома специалиста или магистра. По истечении первых четырех лет обучения в вузе необходимо определиться, какую ступень высшего образования вы будете осваивать дальше. Если в дальнейшем вы не собираетесь связывать свою жизнь с наукой или работой в вузе, то вам стоит остановить свой выбор на дипломе специалиста, иначе, выбирайте диплом магистра. Если у вас нет возможности продолжать обучение дальше, тогда можно становиться не дипломе бакалавра.

    Следует отметить, что возможность получить диплом магистра может предоставить не любой вуз. К тому же вузы могут предоставлять такую возможность не по всем направлениям и специальностям. Информацию о ступенях высшего профессионального образования, доступных для вас на каждой специальности, можно найти в рекламных проспектах вуза или узнать в приемной комиссии вуза. Это не очень популярная тема среди абитуриентов, поэтому интересующую вас информацию можете получить не сразу.

    [2]

    Диплом бакалавра — это диплом, подтверждающий успешное освоение второй ступени высшего профессионального образования.

    Первой ступенью высшего профессионального образования является неполное высшее образование, которое должно осуществляться высшим учебным заведением по основным профессиональным образовательным программам не менее двух лет. После завершения обучения по данному уровню высшего профессионального образования студент может продолжить высшее образование (обычно это подразумевается по умолчанию) или, по желанию, без итоговой аттестации получить диплом о неполном высшем образовании. Объем и содержание неполного высшего образования отражаются в приложении к диплому.

    Следует отметить, что редкий работодатель придаст серьезное значение факту получения вами неполного высшего образования.

    «Бакалавр» должен изучить не только общеобразовательные, но и общепрофессиональные дисциплины, а также специальные дисциплины и практику, имеющую профессиональное значение. Изучение программы завершается итоговой аттестацией с присвоением выпускнику квалификации «бакалавр» и выдачей диплома.

    Квалификация «бакалавр» дает полное право претендовать на должность, для которой квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего профессионального образования.

    В действительности руководитель задумается о том стоит ли брать «недоученного» специалиста. Основания для отказа в приеме на работу всегда можно найти. Конечно, гораздо лучше принять дипломированного специалиста или магистра, которые прошли полный курс обучения в вузе.

    Специалист и магистр

    Освоение третьего уровня высшего профессионального образования может осуществляться по основным профессиональным образовательным программам двух типов, по завершении которых выдается диплом специалиста или диплом магистра 1 .

    Основная программа, которая состоит из программы обучения бакалавра по соответствующему направлению и не менее двухлетней специализированной подготовки, включая практику, предполагающую научно-исследовательскую и (или) научно педагогическую деятельность выпускника. Общий нормативный срок обучения должен составлять не менее шести лет. Освоение программы завершается итоговой аттестацией, включая выпускную работу (проект), с присвоением выпускнику квалификации «магистр».

    Основная профессиональная образовательная программа, включающая освоение гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин общенаучного характера, общепрофессиональные дисциплины, а также теоретическую и практическую подготовку по специальности и специализации, предполагающую различные виды профессиональной деятельности выпускника. Общий нормативный срок обучения должен составлять не менее пяти 2 лет. Данная программа завершается итоговой аттестацией, включая дипломную работу (проект), с присвоением выпускнику квалификации специалиста – «инженер», «учитель», «экономист» и т.п.

    Уровни высшего образования: бакалавр, специалист, магистр

    В Российской Федерации установлены следующие ступени высшего профессионального образования:

    высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации (степени) ‘бакалавр’ (срок обучения не менее чем 4 года);

    высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации ‘дипломированный специалист’ (срок обучения не менее чем 5 лет);

    высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации (степени) ‘магистр’ (срок обучения не менее чем 6 лет).

    Основная профессиональная образовательная программа, обеспечивающая подготовку магистра, состоит из программы обучения бакалавра по соответствующему направлению подготовки и не менее двухлетней специализированной подготовки (магистратура).

    Лица, освоившие программу подготовки бакалавра, поступают в магистратуру по конкурсу.

    Лица, получившие документ государственного образца о высшем профессиональном образовании определённой ступени, имеют право в соответствии с полученным направлением подготовки (специальностью) продолжить обучение по образовательной программе высшего профессионального образования следующей ступени.

    Получение впервые образования по образовательным программам высшего профессионального образования различных ступеней не рассматривается как получение второго высшего профессионального образования.

    Читайте так же:  Порядок внесения записи в трудовой книжке об увольнении по совместительству — образец

    Из Федерального закона ‘О высшем и послевузовском
    профессиональном образовании’ от 22.08.96 ? 125 — ФЗ

    Введением в 1992 году многоуровневой системы высшего профессионального образования решали задачу вхождения в систему образования, принятую во многих странах мира. Раньше у нас выпускались только дипломированные специалисты со сроком обучения 5-6 лет, т.е. была одноступенчатая схема. А теперь схема многоступенчатая: первые 2 года — неполное высшее образование, через 4 года обучения по определённому ‘направлению’ — квалификация (степень) ‘бакалавр’, ещё 2 года специализированной подготовки — квалификация (степень) ‘магистр’. При этом параллельно бакалаврам и магистрам учится ‘специалист’ в течение 5 — 6 лет.

    Надо сказать, что полного единства в соответствии степеней ‘бакалавр’ и ‘магистр’ в разных государствах нет — бакалавром может быть и выпускник высшей школы, и обладатель первой учёной степени, или даже просто выпускник средней школы. А магистр — это в некоторых странах учёная степень между бакалавром и доктором наук.

    Как бы там ни было, но абитуриентам надо определиться, на какой путь вставать. Расскажем вам о главных особенностях каждой ‘составляющей’ в многоступенчатой схеме обучения в вузах.

    В чем разница

    Итак, у специалистов: пять лет — и диплом специалиста-практика (‘инженер’, ‘агроном’, ‘экономист’, ‘механик’ и т.п.), затем работа по профилю полученной специальности. У бакалавров: четыре года — и диплом об общем высшем образовании, после чего можно продолжить обучение на магистра в течение ещё двух лет. Набор в магистратуру — конкурсный и составляет примерно 20% от выпущенных бакалавров. Магистратура существует не во всех российских вузах, и поступать в неё можно только с дипломом бакалавра. Первые два года обучения у специалистов и бакалавров — одинаковые (базовое образование). Если вы передумаете продолжать учиться в данном вузе, получите диплом о неполном высшем профессиональном образовании. С 3-го курса программы подготовки специалистов и бакалавров уже различаются. Поэтому переход с бакалавра на специалиста связан с ликвидацией разницы в прослушанных и сданных дисциплинах, накопившейся за четыре года обучения. Кстати, появилось новое понятие: ‘направление подготовки дипломированного специалиста’.

    Разница между специалистом и магистром: магистров готовят для научной работы, а специалистов — для профессиональной деятельности в отдельной отрасли.

    Имея диплом бакалавра из одного вуза, поступать в магистратуру можно и в другом вузе. Правда, снова может возникнуть проблема с разницей учебных планов в разных вузах.

    Тонкости перехода

    Любое нововведение требует на свою ‘утряску’ какого-то времени, ибо всегда появляются какие-то нестыковки нового со старым. Времени-то с 1992 года прошло уже немало, но есть ещё некоторые проблемы в нашей многоступенчатой системе высшего профессионального образования. Например, в разделении направлений и специальностей на первых четырёх курсах. Многие государственные вузы как готовили, так и готовят только специалистов. Какие-то вузы, кроме традиционной схемы, имеют и многоуровневую. В негосударственных вузах, как правило, готовят только бакалавров.

    Сохраняется ещё напряжённость в вопросе престижа диплома бакалавра: работодатели не всегда настроены брать на работу бакалавров. Причин несколько. Одна из них — психологическая. А именно: нынешние работодатели чаще всего получали своё высшее образование в советское время, когда у нас были только специалисты, а слово ‘бакалавр’ было ‘не нашим’, западным. Да ещё при этом есть разница в программах обучения — специалиста готовят по конкретной специальности, как бы узкопрофильно, а программы бакалавриата — широкопрофильные, имеют общенаучный и общепрофессиональный характер. Т.е. бакалавр получает фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации, т.к. учился только 4 года. В законе, разумеется, говорится, что бакалавр имеет право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование. Но! Право-то он имеет, но не всегда ему это право предоставляют. Предпочитают брать ‘специалистов’ и ‘магистров’.

    Вы не расстраивайтесь — со временем вопрос ‘Чем может заниматься бакалавр?’ не будет возникать. А пока, если появятся проблемы, можно только посоветовать продолжать своё обучение на следующей ступени и получать квалификацию ‘дипломированный специалист’ или ‘магистр’.

    И всё же достоинства выбора бакалавриата имеются. Перечислим их.

    1. Этот вид квалификации принят по международной классификации и понятен работодателям за рубежом. Там часто приглашают бакалавров, даже не оговаривая направления подготовки, поскольку для офисной работы нужен просто образованный человек, умеющий работать с информацией, с людьми, способный готовить всевозможные документы.
    2. Фундаментальность подготовки, её ‘несуженность’ позволяет, при необходимости, легко сменить профессию. Дело в том, что в соответствии с государственным образовательным стандартом, программы подготовки бакалавров по направлениям построены так, что позволяют за 1 год перейти к одной из целого ‘веера’ совместимых профессий. А специалисту после 5-ти лет обучения получать новую профессию (в случае необходимости) придётся за 2-3 года, да ещё и на коммерческой основе, т.к. это уже будет получением второго высшего образования. Для бакалавра же обучение в магистратуре классифицируется как продолжение образования на следующей ступени и поэтому оно бесплатное (для бюджетных мест).
    3. Уже через 4 года после поступления в вуз человек получает диплом и обретает экономическую самостоятельность.

    Что же выбрать? Какую образовательную траекторию построить для себя?

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Прежде всего подумайте о направленности своей профессиональной подготовки. Если нет осознанного стремления заниматься в будущем научной деятельностью или работать по узкой специальности, то можно остановиться на бакалавриате. Кроме того, выясните реальную ситуацию на рынке труда по своему месту жительства. Т.е. постарайтесь понять, насколько конкурентоспособной в вашем регионе будет приглянувшаяся вам специальность и квалификация, получится ли быстро найти престижную работу, имея на руках диплом бакалавра.

    Источники


    1. Краткий курс по теории государства и права. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2015. — 140 c.

    2. Грудцына, Л. Жилищное право России. Учебник; М.: Эксмо, 2011. — 656 c.

    3. Ваш домашний адвокат. Экстренная юридическая помощь. Советы Юриста. — М.: Мир книги, 2004. — 448 c.
    Уровни высшего профессионального образования
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here