Управление внештатными сотрудниками

Самое полезное в статье: "Управление внештатными сотрудниками" с полноценной оценкой информации и выводами. На все вопросы может ответить дежурный юрист.

Приложение. Инструкция по организации деятельности внештатных сотрудников полиции

Приложение
к приказу МВД РФ
от 10 января 2012 г. N 8

[3]

Инструкция
по организации деятельности внештатных сотрудников полиции

С изменениями и дополнениями от:

21 июля 2014 г., 20 апреля 2015 г.

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция определяет принципы и порядок привлечения граждан к сотрудничеству с полицией в качестве внештатных сотрудников полиции.

Информация об изменениях:

Приказом МВД России от 21 июля 2014 г. N 602 в пункт 2 внесены изменения

2. Внештатными сотрудниками полиции являются граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет, изъявившие желание оказывать помощь полиции и привлекаемые к сотрудничеству на добровольной, гласной и безвозмездной основе в порядке, установленном настоящей Инструкцией.

3. Правовую основу деятельности по привлечению граждан к внештатному сотрудничеству с полицией составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции», иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также настоящая Инструкция.

4. Внештатные сотрудники полиции привлекаются к сотрудничеству по следующим направлениям деятельности полиции:

4.1. Защита личности, общества, государства от противоправных посягательств.

4.2. Предупреждение и пресечение преступлений, а также административных правонарушений.

Информация об изменениях:

Приказом МВД России от 21 июля 2014 г. N 602 в подпункт 4.3 внесены изменения

4.4. Обеспечение правопорядка в общественных местах.

4.5. Обеспечение безопасности дорожного движения.

4.6. Осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

Информация об изменениях:

Приказом МВД России от 21 июля 2014 г. N 602 в пункт 5 внесены изменения

5. При рассмотрении вопроса о привлечении граждан к внештатному сотрудничеству учитываются условия, предусмотренные частью 3 статьи 10 Федерального закона от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»*(1).

6. Внештатные сотрудники полиции не являются должностными лицами органов внутренних дел Российской Федерации.

7. Внештатный сотрудник полиции принимает участие в деятельности полиции под непосредственным руководством сотрудника полиции, закрепленного за ним в порядке, установленном настоящей Инструкцией.

8. Внештатным сотрудникам полиции выдаются удостоверения установленного образца (приложение N 1).

II. Порядок подбора граждан для зачисления в качестве внештатных сотрудников полиции и основания прекращения их деятельности

9. Подбор кандидатов в качестве внештатных сотрудников полиции осуществляется сотрудниками подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России*(2).

10. Личные и деловые качества лица, подобранного в качестве кандидата для зачисления в качестве внештатного сотрудника полиции, изучаются и проверяются.

11. Результаты изучения (проверки) оформляются рапортом сотрудника, проводившего изучение (проверку) кандидата, с указанием вывода о возможности либо невозможности его зачисления в качестве внештатного сотрудника полиции.

12. Для рассмотрения вопроса о зачислении внештатным сотрудником полиции гражданин представляет в орган внутренних дел:

12.1. Заявление на имя соответствующего руководителя органа внутренних дел с просьбой рассмотреть вопрос о его зачислении внештатным сотрудником полиции.

12.2. Заявление о согласии на обработку персональных данных (приложение N 2).

Информация об изменениях:

Приказом МВД России от 20 апреля 2015 г. N 447 в подпункт 12.3 внесены изменения

12.3. Анкету, в которой указываются: фамилия, имя, отчество кандидата (если менялись, указываются также прежние), дата и место рождения, гражданство, семейное положение, серия, номер, дата и место выдачи паспорта гражданина Российской Федерации, подразделение (орган), выдавшее паспорт, образование, с указанием законченной образовательной организации, сведения о привлечении к уголовной и административной ответственности, месте работы (учёбы), адрес, место регистрации, контактные телефоны.

12.4. Две фотографии 4 х 6 см без уголка.

12.5. Копии заполненных страниц паспорта гражданина Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Приказом МВД России от 21 июля 2014 г. N 602 пункт 12 дополнен подпунктом 12.6

12.6. Медицинское заключение *(3)

13. Материалы, указанные в пункте 12 настоящей Инструкции, представляются сотрудником, проводившим изучение кандидата, руководителю органа внутренних дел для принятия решения о возможности оформления кандидата в качестве внештатного сотрудника полиции.

14. В случае принятия положительного решения материалы передаются в подразделение по работе с личным составом для подготовки проекта приказа.

15. Решение о зачислении лица в качестве внештатного сотрудника полиции оформляется приказом руководителя органа внутренних дел.

16. В приказе о зачислении внештатного сотрудника полиции должен указываться сотрудник органа внутренних дел, координирующий его деятельность*(4).

17. При необходимости (в случае увольнения ответственного сотрудника органа внутренних дел, его перевода на другую должность или в другое подразделение, возникновения других обстоятельств, препятствующих осуществлению координации) на основании приказа руководителя органа внутренних дел производится замена ответственного сотрудника органа внутренних дел.

18. После издания приказа о зачислении внештатному сотруднику подразделением по работе с личным составом органа внутренних дел выдается под роспись удостоверение внештатного сотрудника полиции*(5).

Документы, послужившие основанием для оформления удостоверений, хранятся в установленном порядке.

19. Учет выданных удостоверений ведется в Журнале регистрации удостоверений внештатных сотрудников полиции (приложение N 4).

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо «(приложение N 4)» имеется в виду «(приложение N 3)»

20. Удостоверение подписывается руководителем органа внутренних дел и заверяется гербовой печатью органа внутренних дел.

21. Внештатный сотрудник полиции обязан обеспечивать сохранность полученного удостоверения.

В случае порчи удостоверения, истечения срока его действия или изменения персональных данных внештатного сотрудника полиции подразделением по работе с личным составом производится замена удостоверения.

22. Учет работы внештатного сотрудника полиции ведется ответственным сотрудником органа внутренних дел в Учетной карточке внештатного сотрудника полиции (приложение N 3).

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо «(приложение N 3)» имеется в виду «(приложение N 4)»

Читайте так же:  Что такое электронный дневник московской электронной школы (мэш) для родителей

Информация об изменениях:

Приказом МВД России от 21 июля 2014 г. N 602 пункт 23 изложен в новой редакции

23. Внештатные сотрудники полиции могут быть исключены из числа внештатных сотрудников полиции в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 10 Федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка».

24. Прекращение полномочий внештатного сотрудника полиции оформляется приказом руководителя органа внутренних дел.

25. В случае прекращения полномочий внештатного сотрудника полиции его удостоверение изымается для уничтожения в установленном порядке подразделением по работе с личным составом.

26. Учетная карточка выбывшего внештатного сотрудника полиции хранится в органе внутренних дел в течение трех лет, после чего подлежит уничтожению.

III. Организация работы с внештатными сотрудниками полиции

27. Ответственный сотрудник органа внутренних дел обязан:

27.1. Давать внештатному сотруднику полиции конкретные поручения, инструктировать о способах их выполнения и контролировать их исполнение.

27.2. Участвовать в проведении занятий по обучению внештатного сотрудника полиции формам и методам работы по охране правопорядка и профилактике правонарушений.

27.3. Повышать правовую грамотность внештатных сотрудников полиции.

27.4. Распространять положительный опыт деятельности внештатных сотрудников полиции, вносить предложения по ее совершенствованию в органе внутренних дел.

28. Ответственному сотруднику органа внутренних дел запрещается:

28.1. Поручать внештатному сотруднику полиции самостоятельное производство следственных действий, проведение (участие в проведении) оперативно-розыскных мероприятий, составление протоколов об административных правонарушениях, а также проверку заявлений и сообщений о преступлениях и об административных правонарушениях.

28.2. Привлекать внештатного сотрудника полиции к участию в мероприятиях, заведомо связанных с риском для его жизни и здоровья.

28.3. Знакомить внештатного сотрудника полиции с документами, содержащими сведения, отнесенные к государственной тайне, и иную информацию ограниченного пользования.

IV. Оценка работы внештатных сотрудников

29. Эффективность деятельности внештатного сотрудника полиции оценивается не реже одного раза в год. Результаты оценки оформляются рапортом ответственного сотрудника органа внутренних дел и докладываются руководителю органа внутренних дел с выводом о целесообразности продолжения дальнейшего сотрудничества.

Информация об изменениях:

Приказом МВД России от 21 июля 2014 г. N 602 в пункт 30 внесены изменения

30. Внештатные сотрудники полиции за активное содействие органам внутренних дел Российской Федерации, за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших могут поощряться в установленном порядке.

*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 14, ст. 1536, далее — Федеральный закон «Об участии граждан в охране общественного порядка».

*(2) Далее — «орган внутренних дел».

*(3) Приказ Минздравсоцразвития России от 2 мая 2012 г. N 441н «Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений» (зарегистрирован в Минюсте России 29 мая 2012 г., регистрационный N 24366).

*(4) Далее — «ответственный сотрудник органа внутренних дел».

Статья 10. Внештатное сотрудничество с полицией

Статья 10 . Внештатное сотрудничество с полицией

1. Граждане, достигшие возраста восемнадцати лет, могут привлекаться к внештатному сотрудничеству с полицией.

2. Привлечение граждан в качестве внештатных сотрудников полиции к участию в охране общественного порядка, а также по другим направлениям деятельности полиции осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

3. Внештатными сотрудниками полиции не могут быть граждане:

1) имеющие неснятую или непогашенную судимость;

2) в отношении которых осуществляется уголовное преследование;

3) ранее осужденные за умышленные преступления;

4) включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

5) в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;

6) страдающие психическими расстройствами, больные наркоманией или алкоголизмом;

7) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными по решению суда, вступившему в законную силу;

Информация об изменениях:

Пункт 8 изменен с 11 января 2018 г. — Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 497-ФЗ

[2]

8) подвергнутые неоднократно в течение года, предшествующего дню привлечения к внештатному сотрудничеству с полицией, в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения;

9) не соответствующие требованиям к состоянию здоровья внештатных сотрудников полиции, установленным федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел;

10) имеющие гражданство (подданство) иностранного государства.

4. Внештатные сотрудники полиции могут быть исключены из числа внештатных сотрудников полиции в следующих случаях:

1) на основании личного заявления внештатного сотрудника полиции;

2) при наступлении обстоятельств, указанных в части 3 настоящей статьи;

3) в связи с неоднократным невыполнением предъявляемых к внештатным сотрудникам полиции требований или фактическим самоустранением внештатного сотрудника полиции от выполнения возложенных на него обязанностей;

4) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации;

5) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

5. Внештатные сотрудники полиции при участии в охране общественного порядка имеют право:

1) требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния;

2) принимать меры по охране места происшествия, а также по обеспечению сохранности вещественных доказательств совершения правонарушения с последующей передачей их сотрудникам полиции;

3) знакомиться с документами, определяющими правовое положение внештатного сотрудника полиции, а также получать в установленном порядке информацию, необходимую для участия в охране общественного порядка;

4) оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции» обязанностей в сфере охраны общественного порядка;

5) осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

6. Внештатные сотрудники полиции при участии в охране общественного порядка обязаны:

Видео (кликните для воспроизведения).

1) знать и соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере охраны общественного порядка;

2) выполнять распоряжения уполномоченных сотрудников полиции, отданные в установленном порядке и не противоречащие законодательству Российской Федерации;

Читайте так же:  Перечень выплат при увольнении сотрудника – сроки выплаты, порядок выдачи денег

3) соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций;

4) оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков;

5) иметь при себе и предъявлять гражданам, к которым обращено требование о прекращении противоправного деяния, удостоверение, образец и порядок выдачи которого устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

7. За противоправные действия при участии в охране общественного порядка внештатные сотрудники полиции несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

8. Действия внештатных сотрудников полиции, нарушающие права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

9. Внештатные сотрудники полиции вправе отказаться от исполнения возложенных на них обязанностей в случае, если имеются достаточные основания полагать, что их жизнь и здоровье могут подвергнуться опасности.

10. Финансовое обеспечение расходов, связанных с деятельностью внештатных сотрудников полиции, и материально-техническое обеспечение их деятельности осуществляются за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание органов внутренних дел.

Приказ МВД РФ от 10 января 2012 г. N 8 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности внештатных сотрудников полиции» (с изменениями и дополнениями)

Приказ МВД РФ от 10 января 2012 г. N 8
«Об утверждении Инструкции по организации деятельности внештатных сотрудников полиции»

С изменениями и дополнениями от:

21 июля 2014 г., 20 апреля 2015 г.

В соответствии с пунктом 34 части 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции»* —

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации деятельности внештатных сотрудников полиции.

2. Начальникам подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России, организовать изучение сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации Инструкции, утвержденной настоящим приказом, и обеспечить реализацию её положений.

3. ДТ МВД России (С.А. Сергееву) обеспечить размещение заказов на приобретение бланков удостоверений внештатных сотрудников полиции по заявкам ДГСК МВД России в пределах доведенных бюджетных ассигнований на указанные цели.

4. Считать утратившим силу приказ МВД России от 20 ноября 1992 г. N 420 «Об утверждении Временной инструкции по организации работы внештатных сотрудников милиции»**.

5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра, которые несут ответственность за соответствующие направления деятельности.

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900; N 27, ст. 3880.

** Зарегистрирован в Минюсте России 17 декабря 1992 года, регистрационный N 103.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 марта 2012 г.

Регистрационный N 23563

Регламентирован порядок привлечения граждан к сотрудничеству с полицией в качестве внештатных работников. Они не являются должностными лицами ОВД, но помогают полиции на добровольной, гласной и безвозмездной основе.

Внештатных сотрудников могут привлекать по различным направлениям. Это, в частности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; розыск лиц; обеспечение правопорядка в общественных местах и безопасности дорожного движения; экспертно-криминалистическая деятельность.

При подборе внештатных сотрудников учитываются ограничения, связанные со службой в полиции. Принимаются во внимание личные и деловые качества лица. Чтобы стать внештатным сотрудником, гражданин подает в ОВД заявление, анкету, 2 фотографии и копию паспорта. При положительном решении вопроса ему назначается координатор.

Внештатным сотрудникам выдаются удостоверения сроком до 3 лет. Установлена их форма. На каждого заводится учетная карточка.

Внештатным сотрудникам даются конкретные поручения. При этом их инструктируют о способах их выполнения, обучают формам и методам работы по охране правопорядка и профилактике правонарушений. Запрещено поручать внештатному сотруднику самостоятельное производство следственных действий, проведение оперативно-розыскных мероприятий. Он не вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, проверять сообщения о преступлениях. Нельзя привлекать «внештатников» к мероприятиям, заведомо связанным с риском для их жизни и здоровья.

Эффективность их работы оценивается не реже 1 раза в год. На основании этого принимают решение о целесообразности дальнейшего сотрудничества. За активную помощь в работе ОВД «внештатников» могут поощрять.

Установлены основания прекращения их полномочий. Это могут быть личная инициатива, выход из гражданства России либо получение иностранного подданства, совершение порочащего поступка, отказ от выполнения поручений или недобросовестное к ним отношение, возбуждение в отношении «внештатника» уголовного дела.

Временная инструкция по организации работы внештатных сотрудников милиции утратила силу.

Приказ МВД РФ от 10 января 2012 г. N 8 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности внештатных сотрудников полиции»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 марта 2012 г.

Регистрационный N 23563

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 20 апреля 2012 г. N 88

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ МВД России от 20 апреля 2015 г. N 447

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приказ МВД России от 21 июля 2014 г. N 602

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Штатные и внештатные сотрудники

Отношения организации и гражданина регулируются гражданско-правовым договором возмездного оказания услуг, подряда и др. на выполнение определенных видов работ, оказания услуг

В настоящее время в действующем законодательстве нет определения «внештатного работника». На практике можно отнести к «внештатным работникам» — лица, заключившие договор на оказание услуг (выполнение работ) с организацией;

  • Граждане, заключившие договор на оказание услуг (выполнение работ) с организацией

Отношения организации и гражданина регулируются гражданско-правовым договором возмездного оказания услуг, подряда и др. на выполнение определенных видов работ, оказания услуг. В соответствии с условиями гражданско-правового договора организация получает результат от работы (услуги), а гражданин — вознаграждение. Организация обязана удержать из суммы вознаграждения гражданина налог на доходы физических лиц в размере 13% для перечисления в соответствующий бюджет (ст. ст. 224, 226 НК РФ).

Читайте так же:  Может ли работодатель уменьшить оклад в одностороннем порядке

Достаточно часто встречается, что при заключении гражданско-правового договора стороны не учитывают такую особенность, как длительность отношений. Бывает, что взаимоотношения по гражданско-правовому договору носят длительный характер и по нему производятся систематические, ежемесячные денежные выплаты. В длительности договора для сторон таится опасность, так как деятельность гражданина, оказывающего услуги по такому договору, может подпадать под определение предпринимательской деятельности. Результатом оказания услуг по гражданско-правовому договору является получение физическим лицом вознаграждения в течение длительного периода, то есть прибыли и, следовательно, он является субъектом предпринимательской деятельности, не зарегистрированном в порядке, установленном законодательством РФ (ч. 3 п. 1 ст. 2, ст. 23 ГК РФ). В результате гражданин может быть привлечен к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации (ст. 14.1 КоАП РФ ), а если будет установлено, что данное лицо систематически осуществляло деятельность, направленную на получение прибыли не менее 2 раз, то к уголовной ответственности за незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ).

При неправильно сформулированном гражданско-правовом договоре неблагоприятные последствия могут возникнуть и у организации.

Налоговые органы при проведении налоговых проверок в организациях пристально изучают договоры, заключаемые с гражданами на оказание услуг, стараясь квалифицировать заключенные договоры как трудовые. Если в гражданско-правовом договоре будут включены условия, регулируемые трудовым законодательством, это будет на руку налоговикам. В случае такой квалификации организации налоговыми органами будет вынесено решение о необоснованном уменьшении налогооблагаемой прибыли, доначисление налогов, начисление штрафных санкций.

В целях признания законным заключения гражданско-правового договора, граждане, заключившие гражданско-правовой договор, не должны подчиняться локальным нормативным актам организации, в том числе и правилам внутреннего трудового распорядка, действующим в организации. Выполняемая работа, оказание услуг не должны совпадать с выполнением аналогичной работы штатного работника организации, вознаграждение должно выплачиваться по окончании выполненных работ, оказания услуг. Иначе такой гражданско-правовой договор может быть признан судом трудовым (Определение Верховного Суда РФ от 21.03.2008 № 25-В07-27).

  • Может ли работодатель заключать гражданско-правовые договоры со штатными сотрудниками?

Действующее законодательство не содержит запрета на заключение гражданско-правовых договоров со штатными сотрудниками организации. Однако необходимо иметь в виду следующее. По гражданско-правовому договору исполняется индивидуально-конкретное задание. Если организация заключила гражданско-правовой договор с работником, состоящим в штате данной организации, то работы по заключенному договору работник обязан выполнять в нерабочее время, в противном случае данная работа считается работой по совместительству. По гражданско-правовым договорам оплачивается конечный результат выполненных работ (оказанных услуг), факт выполнения работ (оказания услуг) подтверждается актом о приемке-сдаче.

К штатным сотрудникам относятся — лица заключившие с работодателем трудовой договор. Согласно статье 15 Трудового кодекса трудовой договор, есть соглашение между работником и работодателем, по которому работник обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а работодатель обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон.

В соответствии со статьей 67 Трудового кодекса трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе, работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.

На всех работников, состоящих в штате организации, распространяются трудовые и социальные гарантии, а также требования по охране труда и технике безопасности, установленные трудовым законодательством Российской Федерации и соответствующими нормативными актами.

Характерным признаком трудового договора служит установление для работающих четких правил внутреннего трудового распорядка и обеспечение работодателем предусмотренных законодательством условий труда.

Приказ Госкомимущества РФ от 22.10.1996 N 208

«Об утверждении «Положения о внештатных сотрудниках Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом»

Документ по состоянию на август 2014 г.

Утвердить «Положение о внештатных сотрудниках Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом».

Председатель
Госкомимущества России
А.Р.КОХ

Утверждено
Приказом Госкомимущества России
от 22 октября 1996 г. N 208

В целях выполнения задач, возложенных на Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом, председатель комитета и его заместители могут привлекать высококвалифицированных специалистов (внештатных сотрудников) других министерств и ведомств для оказания консультативной помощи при разработке проектов федеральных законов, иных нормативных актов по вопросам приватизации, управления и распоряжения объектами федеральной собственности, привлечения инвестиций.

Подбор внештатных сотрудников производится заместителями председателя комитета или, по их поручению, лицами, ответственными за разработку нормативных документов.

Решение об аккредитации внештатных сотрудников принимается председателем комитета на срок не более года.

Внештатные сотрудники оформляются в качестве консультантов на основании приказа. Оказание консультативной помощи внештатными сотрудниками производится как на платной, так и на безвозмездной основе. С внештатными сотрудниками заключается договор о сотрудничестве с указанием конкретного перечня выполняемых работ, срока их выполнения, порядка и условий оплаты. Договор (соглашение) должен быть согласован с Управлением бухгалтерского учета и отчетности.

По результатам выполненных работ внештатные сотрудники представляют отчет начальнику Управления организации работы секретариатов руководителей комитета для последующего доклада председателю комитета.

Организационные вопросы и материально-техническое обеспечение деятельности внештатных сотрудников осуществляется соответственно начальником Управления организации работы секретариатов руководителей комитета и начальником Финансово-хозяйственного управления.

Внештатным сотрудникам, с которыми заключается договор сроком на один год, выдается удостоверение личности с записью: «является внештатным консультантом», в иных случаях выдается временный пропуск для прохода в здание Госкомимущества России в соответствии с действующим в комитете Положением о пропускном режиме.

«Внештатный» работник: что делать?

Автор: Ирина Вишнепольская

[1]

Ирина Вишнепольская, эксперт

«Внештатный» работник: что делать?

Порой в организации складывается следующая ситуация: есть штатное расписание с определенными должностями и количеством работников по каждой должности. Но возникает срочная необходимость принять временно или постоянно работника на должность, отсутствующую в штатном расписании. Например, одна работница уходит в декрет, но пока она еще работает, нужно принять новую работницу, которая будет выполнять те же обязанности и перенимать опыт преддекретной сотрудницы. Или ситуация, когда работник увольняется, известна дата его увольнения, необходимо принять нового человека, уже найденного на высвобождающуюся должность. Но чтобы новый работник не передумал, а наоборот, побыстрее приступил к работе и успел тщательно принять дела у увольняющегося, нужно опять же его принять каким­то образом на работу. Зачастую этого требует руководство.

Читайте так же:  Как подтвердить право на досрочное назначение трудовой пенсии

Иногда просто «забывают» ввести должность в штатное расписание, когда появляется необходимость в новом работнике. И тогда перед кадровиком встает сразу несколько вопросов: как оформить прием работника, если нет соответствующей свободной должности в штатном расписании? Что делать, когда должность, под которую «заготавливался» внештатный работник, уже освободилась?

А если работник уже есть, а должности для него в штатном расписании до сих пор нет?

Рассмотрим аспекты, общие для всех названных ситуаций, а затем — нюансы конкретных ситуаций.

Штатное расписание и трудовой договор: что важнее?

Разберемся, что такое штатное расписание, какие функции оно выполняет в организации; соотношение должности в штатном расписании и факта трудовых отношений.

Словосочетание «штатное расписание» упоминается в ТК РФ всего два раза: в ст. 15 в контексте того, что трудовая функция работника может характеризоваться в том числе работой по должности в соответствии со штатным расписанием; и в ст. 57 — в связи с характеристикой трудовой функции, подлежащей указанию в трудовом договоре. Иных упоминаний о штатном расписании ТК РФ не содержит.

Штатное расписание конкретно охарактеризовано в постановлении Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» : штатное расписание (форма № Т­3) является формой первичной отчетности по учету труда и его оплате.

В качестве назначения штатного расписания указано следующее: «Применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации в соответствии с ее уставом (положением). Штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, наименование должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц… Утверждается приказом (распоряжением), подписанным руководителем организации или уполномоченным им на это лицом. Изменения в штатное расписание вносятся в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя организации или уполномоченного им на это лица».

Итак, ни в ТК РФ, ни в указанном Постановлении Госкомстата не говорится о том, что штатное расписание должно иметься у организации в обязательном порядке. Также не предусмотрена обязанность руководителя организации утвердить штатное расписание. Если, например, этим же Постановлением утверждена форма графика отпусков, то следует отметить, что обязательность графика отпусков закреплена в ст. 123 ТК РФ, устанавливающей сроки и порядок утверждения этого документа. Казалось бы, штатного расписания может и не быть. Однако данная точка зрения представляется весьма спорной. Во­первых, штатное расписание все­таки необходимо для бухгалтерской и налоговой отчетности — этот документ обязательно запросят налоговые органы наряду с ведомостями по заработной плате, трудовыми договорами и прочими документами в рамках проверки. Также штатное расписание выполняет важнейшую роль в организации, оформляет ее структуру, отражает систему подчиненности, должностные оклады. И следует отметить, что в самом ТК РФ фигурирует понятие «штат», «сокращение штата».

Представим, например, что необходимо сократить некоторые должности. Как провести сокращение, как предлагать работникам иные вакантные должности, если нет штатного расписания?

Трудовая инспекция может счесть отсутствие штатного расписания в организации нарушением трудового законодательства. Ответственность за нарушение норм трудового законодательства предусмотрена ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее — КоАП РФ РФ), которая предусматривает для должностных лиц штраф до 5000 рублей и дисквалификацию, а для юридического лица — штраф до 50 000 рублей и приостановление деятельности. Санкции достаточно серьезные, а сама формулировка статьи весьма размытая, поэтому и отсутствие штатного расписания может быть сочтено «нарушением трудового законодательства».

Таким образом, отсутствие в законодательстве указания на обязательность штатного расписания скорее можно рассматривать как пробел законодательства, а не возможность отказаться от использования этого документа.

Однако трудовое законодательство не связывает факт возникновения и существования трудовых отношений с наличием соответствующей должности работника в штатном расписании организации (равно как и с наличием самого расписания). В соответствии со ст. 15 ТК РФ, трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции.

Соглашением между работником и работодателем, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, в соответствии со ст. 56 ТК РФ, является трудовой договор . В соответствии со ст. 16 ТК РФ, этот документ является основанием возникновения трудовых отношений. Он, по общему правилу, заключается в письменной форме (ч. 1 ст. 67 ТК РФ). Но фактом заключения трудового договора может являться также и фактическое допущение работника к работе (ч. 2 ст. 67 ТК РФ). И даже если в течение трех рабочих дней работодатель не оформил с работником трудовой договор в письменном виде, это говорит не об отсутствии трудовых правоотношений, а о нарушении работодателем трудового законодательства.

Таким образом, нормы трудового законодательства позволяют работодателю устанавливать трудовые отношения с работниками независимо от наличия соответствующей должности в штатном расписании работодателя. Тем не менее отсутствие штатного расписания может являться нарушением трудового законодательства.

Примеры из судебной практики:

1. Работник — каменщик — был допущен к работе посредством оформления наряда на работы. Впоследствии работник обратился в суд с требованием оплатить задолженность по заработной плате. В ходе рассмотрения дела выяснилось, что должность каменщика на дату начала трудовых отношений в штатном расписании отсутствовала. Однако это не спасло организацию от необходимости оплатить задолженность по заработной плате.

(Апелляционное определение СК по гражданским делам Свердловского областного суда от 10 августа 2012 г. по делу № 33­9730/2012)

2. Организация пыталась оспорить заключенный с работником трудовой договор и вернут выплаченные ему деньги. Доводами послужило то, что в штатном расписании отсутствовала должность работника и не был предусмотрен столь большой размер оклада, который работник получал. Однако эти доводы не помогли организации выиграть дело.

Читайте так же:  Процедура изменения системы оплаты труда – образец уведомления, приказа

(Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского областного суда от 05 июля 2012 г. по делу № 33­13029)

3. Работник был принят на работу по временному трудовому договору, а затем был уволен. Организация отрицала факт трудовых отношений по причине отсутствия должности в штатном расписании, однако в итоге суд признал, что это не является основанием для отрицания трудовых отношений. (Постановление Президиума Верховного суда Чувашской Республики от 14 декабря 2001 г. № 44­Г­188). Давайте рассмотрим ситуации, которые хотя и не доходят до судебного разбирательства, но тем не менее часто возникают в повседневной работе юристов и кадровиков.

Ситуации и риски: что делать?

Прием работника «за штат» с целью последующего выполнения функционала работника, уходящего в «декрет» .

Итак, в штатном расписании организации есть должность юрисконсульта, для которой предусматривается одна штатная единица. Работница, занимающая эту должность, с 01.07.2013 уходит в декретный отпуск (далее — работница А). 03.06.2013 в организацию на должность «юрисконсульт» принят еще один сотрудник (работник Б). Что делать с работником Б?

«Идеальным» для работодателя был бы вариант, если бы работник Б к моменту ухода в декрет работницы А уволился по собственному желанию, а на следующий день был бы принят на должность временно отсутствующей «декретницы». При этом новый трудовой договор с работником Б заключается срочный — на период отсутствия работницы А. Соответственно, когда она выйдет на работу, трудовой договор с работником Б на этом основании прекращается.

Но если работник Б отказывается увольняться с внештатной должности и приниматься по срочному трудовому договору на штатную должность? В этом случае на период отсутствия «декретной» работницы А с новым сотрудником Б не имеет смысла производить какие­либо иные кадровые перемещения (на которые работник также может и не согласиться): он и так остается в единственном числе и выполняет тот же функционал, что и отсутствующая «декретница».

В какой­то момент время отсутствия работницы А истекает и она намеревается выйти на работу. Что делать с работником Б, ведь в двух сотрудниках у организации нет необходимости, а последний по собственному желанию увольняться не хочет.

Уволить его в связи с выходом на работу вернувшейся «декретницы» мы не можем. Ведь в момент приема работника Б единственная должность юрисконсульта в штатном расписании была занята работницей А, соответственно, оснований для заключения срочного трудового договора с работником Б не имелось, работник принимался не на имеющуюся в штатном расписании должность временно отсутствующего работника, а на должность помимо штатного расписания. Соответственно, договор с новым работником Б мог быть только бессрочным. Должность юрисконсульта в штатном расписании сохранилась за работницей А на период ее отсутствия.

В сложившейся ситуации можно констатировать то, что фактически, посредством приема работника Б на должность «юрисконсульт», на которой в тот момент (03.06.2013) уже числилась работница А, численность единиц по этой должности была увеличена с одной до двух.

Напомним, что с этого года применение унифицированных форм не является обязательным.

Понятие «декрет» в трудовом законодательстве отсутствует. Здесь и далее, употребляя его, будем иметь в виду период отсутствия основного работника, связанный с рождением и воспитанием ребенка, в который входят отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком.

Штатные и внештатные сотрудники и их функции

В современных рыночных условиях учредитель и руководитель редакционного коллектива вынуждены исходить из требования предельного ограничения величины штата, оставляя в редакции лишь тот минимум, который в состоянии обеспечить выпуск издания без снижения его уровня.

Задачу минимизации величины редакции все чаще решают, уменьшая количество ее штатных работников и одновременно привлекая все больше нештатных сотрудников. При этом часть последних работают в редакции на постоянной основе, некоторым из них даже поручают ведение определенных тематических рубрик издания. Но оплачивают их работу только гонораром за публикации. С ними могут заключить договор-контракт на определенное время, оговорив в нем условия сотрудничества. Охотно обращаются к такой форме трудовых отношений в редакциях изданий с низкой периодичностью выхода, например в журналах-ежемесячниках. Все это позволяет руководству редакцией значительно сократить расходы на оплату ее штатных работников.

Редакция заинтересована в том, чтобы в ней работали высококвалифицированные профессионалы, специалисты в определенной области. в отраслевых отделах журнальных редакций часто работают экономисты и международники, специалисты в области политики, права, социальных проблем, культуры, науки и образования и т.д. Только коллектив, состоящий из таких специалистов, может обеспечить высокий уровень журнала.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10341 —

| 7270 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Видео (кликните для воспроизведения).

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники


  1. Ведерников, А. Н. Конституционное право личности на судебную защиту в законодательстве и судебной практике России / А.Н. Ведерников. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2017. — 152 c.

  2. Радько, Т. Н. Теория государства и права / Т.Н. Радько. — М.: Академический проект, 2005. — 720 c.

  3. Ромашкова И. И. Жилищное право; Питер — Москва, 2009. — 160 c.
Управление внештатными сотрудниками
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here