Требования фгос ооо к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образ

Самое полезное в статье: "Требования фгос ооо к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образ" с полноценной оценкой информации и выводами. На все вопросы может ответить дежурный юрист.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №30»

Главная цель введения ФГОС ООО второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.

ФГОС ООО утверждён приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011, регистрационный номер 19644 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО )»

Что представляет собой Федеральный государственный стандарт основного общего образования? Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании». Федеральный государственный стандарт основного общего образования(СТАНДАРТ) представляет собой «совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».

Чем отличается новый стандарт от предыдущих?

Первое отличие ФГОС от его предшественников – опора на результаты выявления запросов личности, семьи, общества и государства к результатам общего образования.

Вторым принципиальным отличием ФГОС является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности.

Третье принципиальное отличие новых стандартов от предшествующих версий — это отличие в структуре.

ФГОС ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства.

Особенность нового стандарта в том, что он вводится как общественный договор. Если раньше главным ответчиком за результаты образования был ребенок, то теперь заключается трехсторонний договор между родителями, образовательным учреждением и руководителем муниципального уровня, где прописаны права и обязанности каждой стороны. Главная задача школы предоставить обучающимся качественное образование.

Введение стандарта второго поколения во многом изменит школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Именно поэтому в стандарт, например, введена Программа формирования универсальных учебных действий, а учебные программы ориентированы на развитие самостоятельной учебной деятельности школьника (на такие виды учебной и внеучебной (внеурочной) деятельности, как учебное проектирование, моделирование, исследовательская деятельность, ролевые игры и др.)

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности школьника. На уроках сейчас основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Важно не просто передать знания подростку, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности.

На ступени основного общего образования (5-9) кл у обучающихся должно быть сформировано умение учиться и способность к организации своей деятельности — умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе».

Стандарт выдвигает три группы требований:

1) Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования.

Каждое образовательное учреждение, исходя из своей уникальности, разрабатывает собственную образовательную программу, Учебный план, учитывая, в том числе запросы и пожелания родителей гимназистов. Родители должны познакомиться с программой, чтобы понимать, как будут учить ребенка, по каким технологиям, чему его научат, какими качествами и умениями он будет обладать по окончании основной школы.

2) Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Итогом обучения должна будет стать совокупность результатов:

— личностных (способность к саморазвитию, желание учиться и др.);

— метапредметных (универсальные учебные действия);

— предметных (система основных знаний).

Оцениваться будет не то, что запомнил ребенок, а то, как он понял изученный материал и может ли его применить в разных ситуациях. Наряду с традиционными устными и письменными работами у учеников появится возможность «накопительной оценки» за выполнение тестов, проектов, различных творческих работ. Это могут быть рисунки, сочинения, наблюдения, аудио-, видеоработы, газеты, презентации, создание личного портфолио с коллекцией достижений ученика.

3) Требования к условиям: реализации основной образовательной программы основного общего образования.

Раньше никто не вписывал в стандарты нормы, определяющие техническое оснащение учебного процесса, кадровые и финансовые ресурсы. В новом стандарте четко описываются требования к информационному пространству, материально-техническому обеспечению, учебному оборудованию, кадровым и финансовым условиям.

Общая информация (ФГОС ООО)

Что такое ФГОС Основного общего образования?

Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации». ФГОС ООО представляет собой «совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».

КАКИЕ ТРЕБОВАНИЯ СОДЕРЖИТ ФГОС ООО?

Стандарт выдвигает три группы требований:

1) Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования.

Каждое образовательное учреждение, исходя из своей уникальности, разрабатывает собственную образовательную программу, Учебный план, учитывая, в том числе запросы и пожелания родителей школьников. Родители должны познакомиться с программой, чтобы понимать, как будут учить ребенка, по каким технологиям, чему его научат, какими качествами и умениями он будет обладать по окончании основной школы.

2) Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Итогом обучения должна будет стать совокупность результатов:

— личностных (способность к саморазвитию, желание учиться и др.);

— метапредметных (универсальные учебные действия);

— предметных (система основных знаний).

Оцениваться будет не то, что запомнил ребенок, а то, как он понял изученный материал и может ли его применить в разных ситуациях. Наряду с традиционными устными и письменными работами у учеников появится возможность «накопительной оценки» за выполнение тестов, проектов, различных творческих работ. Это могут быть рисунки, сочинения, наблюдения, аудио-, видеоработы, газеты, презентации, создание личного портфолио с коллекцией достижений ученика.

Читайте так же:  Плюсы и минусы завещания на квартиру порядок и требования

3) Требования к условиям: реализации основной образовательной программы основного общего образования.

Раньше никто не вписывал в стандарты нормы, определяющие техническое оснащение учебного процесса, кадровые и финансовые ресурсы. В новом стандарте четко описываются требования к информационному пространству, материально-техническому обеспечению, учебному оборудованию, кадровым и финансовым условиям.

С информацией о новых образовательных стандартах, образовательными программами по учебным предметам можно ознакомиться на сайте http://standart.edu.ru/

НА ЧТО ОРИЕНТИРОВАН НОВЫЙ СТАНДАРТ?

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника , которые отражены в «портрете выпускника основной школы» (п.6 ФГОС ООО):

любящий свой край и свое Отечество , знающий русский и родной язык , уважающий свой народ , его культуру и духовные традиции ;

осознающий и принимающий ценности человеческой жизни , семьи , гражданского общества , многонационального российского народа , человечества ;

активно и заинтересованно познающий мир , осознающий ценность труда , науки и творчества ;

умеющий учиться , осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности , способный применять полученные знания на практике ;

социально активный , уважающий закон и правопорядок , соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями , осознающий свои обязанности перед семьей , обществом , Отечеством ;

уважающий других людей , умеющий вести конструктивный диалог , достигать взаимопонимания , сотрудничать для достижения общих результатов ;

осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни , безопасного для человека и окружающей его среды ;

ориентирующийся в мире профессий , понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы .

ОБЩАЯ ИДЕОЛОГИЯ СТАНДАРТА

  • Ориентация на результаты образования,
  • Подход к стандарту как к общественному договору – договору между государством, образовательным учреждением и семьей,
  • Ориентация на системно — деятельностный подход к обучению.

КАКОВЫ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФГОС ООО?

Первое отличие ФГОС от его предшественников – опора на результаты выявления запросов личности, семьи, общества и государства к результатам общего образования.

Вторым принципиальным отличием ФГОС является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности.

Третье принципиальное отличие новых стандартов от предшествующих версий — это отличие в структуре.

ФГОС ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства.

Особенность нового стандарта в том, что он вводится как общественный договор. Если раньше главным ответчиком за результаты образования был ребенок, то теперь заключается трехсторонний договор между родителями, образовательным учреждением и руководителем муниципального уровня, где прописаны права и обязанности каждой стороны. Главная задача школы предоставить обучающимся качественное образование.

ЧТО ТАКОЕ ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ?

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной , и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО).

Кроме того, внеурочная деятельность в основной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • снизить учебную нагрузку обучающихся;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

  • физкультурно-спортивное,
  • духовно-нравственное,
  • оздоровительное
  • социальное,
  • общеинтеллектуальное,
  • общекультурное,

в таких формах , как художественные , культурологические , филологические , хоровые студии , сетевые сообщества , школьные спортивные клубы и секции , юношеские организации , научно-практические конференции , школьные научные общества , олимпиады , поисковые и научные исследования , общественно полезные практики , военно-патриотические объединения и другие формы , отличные от урочной , на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений (п.18 ФГОС ООО).

Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение (п.18.3.1.2 ФГОС ООО).

Блог учителя математики и информатики Наиля Кашапова

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Требования ФГОС ООО к реализации предметной области “математика”.

Стандарт включает в себя требования:

  • к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
  • к структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
  • к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
  • основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

личностным, включающим:

– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

метапредметным, включающим:

– освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

предметным, включающим:

– освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Читайте так же:  Как подготовиться к написанию итогового сочинения

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;

  • осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
  • воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; – участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  • формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:

Математика и информатика

Изучение предметной области «Математика и информатика»

должно обеспечить:

  • осознание значения математики и информатики в повседневной жизни человека;
  • формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки; понимание роли информационных процессов в современном мире;
  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.
  • результате изучения предметной области «Математика и информатика»

обучающиеся развивают:

  • логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях;
  • овладевают математическими рассуждениями;
  • учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты;
  • овладевают умениями решения учебных задач;
  • развивают математическую интуицию;
  • получают представление об основных информационных процессах в реальных ситуациях.

Предметные результаты изучения предметной области «Математика и информатика» должны отражать:

Математика. Алгебра. Геометрия. Информатика:

Требования к структуре ООП

Основная образовательная программа основного общего образования (ООП ООО) — это набор документов , регламентирующий содержание и организацию обучения в данном образовательном учреждении на соответствующей образовательной ступени. Каждое образовательное учреждение разрабатывает три ООП: для начального, основного и среднего (полного) образования.

В соответствии с ФГОС основная образовательная программа основного общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел должен определять общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы основного общего образования, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает :

  • пояснительную записку;
  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования;
  • систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Содержательный раздел должен определять общее содержание основного общего образования и включать образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:

программу развития универсальных учебных действий (программу формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных;

программу воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;

Видео (кликните для воспроизведения).

программу коррекционной работы.

Организационный раздел должен определять общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы. Организационный раздел включает:

учебный план основного общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы;

Читайте так же:  Поступление в вуз заявление абитуриентов на поступление в вуз

систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

Требования к условиям реализации…
Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования представляют собой систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования и достижения планируемых результатов начального общего образования.Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной сред ы .

Требования к результатам…

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу основного общего образования:

Все информационные, фото, видео материалы на официальном сайте образовательной организации
размещены с согласия сотрудников, родителей (законных представителей) учащихся.

ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Дата публикации: 09.01.2014

Статья просмотрена: 161433 раза

Библиографическое описание:

Васильева Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 74-76. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4793/ (дата обращения: 02.10.2019).

Ориентация на результаты образования — это важнейший компонент конструкции Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения [1]. В соответствии с этим принципиальным отличием изменились структура, содержание и способы применения стандартов в образовательном процессе.

Основными документами, составляющими нормативный пакет ФГОС, являются:

1. Требования к структуре основных общеобразовательных программ,

2. Требования к результатам их освоения (результатам общего образования),

3. Требования к условиям реализации образовательных программ.

В сочетании с документами инструктивно-методического и рекомендательного характера они образуют систему всестороннего и разноуровневого сопровождения стандартов.

В концепции ФГОС указаны требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ, которые структурируются по ключевым задачам общего образования и включают в себя:

[2]

1. Предметные результаты — усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, то есть знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности;

2. Метапредметные результаты — освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях;

3. Личностные результаты — сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. [1, с. 24]

Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Предметные результаты обучения

Требования к предметным результатам обучения отражены в документе «Фундаментальное ядро содержания общего образования». [2] В нём указаны основные элементы научного знания по каждому предмету, изучаемому в средней школе.

Эти результаты традиционно прописываются во всех методических пособиях, в большом количестве издающихся по любой школьной дисциплине. Предметные знания проверяются в тестах ЕГЭ и ГИА, и поэтому именно им учителя привыкли уделять наибольшее (хорошо, если не единственное) внимание.

К сожалению, большинство родителей также по-прежнему оценивают работу школы именно с позиций предметных знаний, не придавая должного значения развитию универсальных учебных навыков и личностному росту детей.

Метапредметные результаты обучения

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования содержатся требования к метапредметным результатам обучении. [3, с. 7]

В соответствии с этим документом, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8. Смысловое чтение;

9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

12. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. [3, с. 9–10]

В документе «Фундаментальное ядро содержания общего образования» есть раздел «Универсальные учебные действия» [2, с. 53–57]. Существуют разные подходы к пониманию этого понятия:

1. В широком значении термин «универсальные учебные действия» трактуется как «умение учиться», т. е. как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;

2. В узком значении этот термин означает совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Универсальные учебные действия (УДД) ФГОС группируются в четыре блока:

— познавательной направленности и

Таким образом, универсальные учебные действия также являются с метапредметными результатами обучения.

Внимательный читатель ФГОС, конечно же обратил внимание на то, что умения и навыки, обозначенные в новых документах, как метапредметные результаты, всегда занимали важное место в работе хороших педагогов, но впервые в истории отечественной педагогики они выделены в отдельное направление педагогической деятельности.

Читайте так же:  Апелляционная жалоба на решение районного суда

Личностные результаты обучения

Современное образование становится все более личностно-ориентированным. Общество приходит к пониманию того, что истинным результатом образования является не просто получение знаний, а познавательное и личностное развитие учащихся в образовательном процессе. Происходит слияние педагогических и психологических целей обучения и воспитания.

Новый федеральный образовательный стандарт общего образования впервые основывается на отечественных психолого-педагогических идеях, а именно на системно-деятельностном подходе, обеспечивающем построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся. Согласно ФГОС, наряду с предметными и метапредметными результатами обучения прописаны требования к личностным результатам, которые включают готовность и способность обучающихся к самообразованию, саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, систему значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, умение ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. Эти способности, умения, установки, квалифицируются в новом образовательном стандарте как личностные универсальные учебные действия, подлежащие формированию и развитию у учащихся на всех ступенях обучения [2].

Обозначенные в Стандарте личностные результаты в отечественной психологии определяются как психические новообразования, то есть качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период и определяют сознание ребенка, его отношение к среде, к внутренней и внешней жизни. К окончанию школьного обучения такими новообразованиями становятся личностное и профессиональное самоопределение, то есть сформированное мировоззрение, обретение ичностной идентичности, готовность и способность к саморазвитию, самовоспитанию и самообразованию на протяжении всей жизни, самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии.

Совершенно очевидно, что предметные, метапредметные и личностные результаты обучения не могут быть отделены друг от друга и представляют собой триединую задачу современного образования.

Таким образом, в условиях реализации ФГОС нового поколения меняется роль педагога, который должен от роли ментора перейти к роли тьютора. При такой роли педагогу необходимо одновременно инициировать учебный и воспитательный процесс, адекватно реагировать на потребности учащихся, использовать информационно-коммуникативные технологии, организовывать проектную деятельность учащихся, выстраивать партнерские отношения. Педагогу необходимо овладеть технологией, при которой на практике он может своевременно диагностировать потребности ребенка, точно объяснять цели и задачи, результат деятельности всем субъектам образовательного или воспитательного процесса, вовлекать в деятельность всех детей, учить детей выражать собственное мнение, отношение, не требуя единогласной поддержки; развивать самооценку ребенка.

1. Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008.

[1]

2. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2010.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2011.

Требования к личностным результатам ФГОС ООО

В разделе приведен перечень обязательных личностных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, которые должны быть сформированы у обучающихся 5-9 классов.

Приглашаем вас принять участие в доработке требований к формированию личностных результатов ООП ООО в рамках ФГОС ООО.

Как принять участие в обсуждении:

  • Ознакомьтесь с текстом Документа.
  • Опишите ваши предложения по доработке Документа.
  • Прокомментируйте и оцените предложения ваших коллег.
  • О документе

    Фильтр предложений

    Оценка уровня достижения личностных результатов

    Разработать и приложить инструментарий для оценки уровня достижения личностных результатов

    Проектирование предметного содержания для достижения личностных результатов

    1. Для достижения личностностных результатов, чтобы ученики могли осознанно осваивать учебные действия , необходимо в требования к предметным результатам ввести, в качестве обязательного , перечень знаний о способах учебной познавательной деятельности, адекватный формируемым в данной области умениям. Эти знания должны входить в структуру основного учебного содержания предмета

    2. Для ценностно-смыслового освоения предметов в программах предмета нужно , сообразно с возрастными ориентирами личности, выделить ведущие идеи , проистекающие из содержания предмета , которые можно положить в основу отбора учебного материала по изучаемой теме для того , чтобы в обучении шел процесс смыслообразования (при условии грамотного использования соотвествующим данной цели приемам,ю технологий).

    [3]

    Проблема контролирования получаемых результатов.

    Личностные результаты в ФГОС самые главные, они стоят на первом месте. Но, хотя возможен внутришкольный мониторинг, на итоговую оценку подготовки обучающегося достижение личностных результатов не выносится, а значит, личностные результаты не учитываются в оценке качества освоения учеником образовательной программы.

    Метапредметные результаты в ФГОС идут на втором месте. Предполагается, что ученик освоит много нужных и полезных навыков, но, как оценить сформированность этих навыков, нормативных документов нет.Предполагается, что внутришкольный мониторинг «сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий» будет осуществляться наблюдением за ходом выполнения групповых и индивидуальных учебных исследований –как-то размыто это сформулировано в документе. По каким критериям это осуществлять, какими измерителями пользоваться, на основе каких данных можно будет судить о том, что и на каком уровне выпускник освоил в этой области программы непонятно.

    Требования к личностным результатам освоения ООП

    Требования к личностным результатам освоения ООП хорошо бы приложить к ним:

    — оценочный инструментарий личностных результатов каждой «уникальной личности», учитывающий возрастные нормы развития и индивидуальные особенности учащихся;

    — единый банк диагностических методик.

    Педагоги в школах, в условиях «нынешней гонки» без инструментария не могут оценить личностные результаты каждой «уникальной личности», а раз не могут, значит и не оценивают или будут оценивают номинально

    муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 89» город Ярославль

    • Сведения об образовательной организации
    • Образовательные стандарты
    • ФГОС основного общего образования

    На главную страницу

    Главная цель введения ФГОС ООО второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.

    Читайте так же:  Как продлить социальную карту москвича

    ФГОС ООО утверждён приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011, регистрационный номер 19644 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО )»

    Что представляет собой Федеральный государственный стандарт основного общего образования?

    Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании». Федеральный государственный стандарт основного общего образования(СТАНДАРТ) представляет собой «совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».

    Чем отличается новый стандарт от предыдущих?

    Первое отличие ФГОС от его предшественников – опора на результаты выявления запросов личности, семьи, общества и государства к результатам общего образования.

    Вторым принципиальным отличием ФГОС является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности.

    Третье принципиальное отличие новых стандартов от предшествующих версий — это отличие в структуре.

    ФГОС ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства.

    Особенность нового стандарта в том, что он вводится как общественный договор. Если раньше главным ответчиком за результаты образования был ребенок, то теперь заключается трехсторонний договор между родителями, образовательным учреждением и руководителем муниципального уровня, где прописаны права и обязанности каждой стороны. Главная задача образовательного учреждения предоставить обучающимся качественное образование.

    Родители обучающегося обязаны:

    • обеспечить посещение обучающимся занятий согласно учебному расписанию и иных мероприятий, предусмотренных документами, регламентирующими образовательную и воспитательную деятельность образовательного учреждения;
    • обеспечить выполнение обучающимся домашних заданий
    • выполнять и обеспечивать выполнение обучающимся устава и правил внутреннего распорядка образовательного учреждения и иных актов, регламентирующих её деятельность
    • посещать родительские собрания, а при невозможности личного участия обеспечивать их посещение доверенными лицами, по просьбе руководителя образовательного учреждения или классного руководителя приходить для беседы при наличии претензий образовательного учреждения к поведению обучающегося или его отношению к получению общего образования.
    • извещать администрацию школы или классного руководителя об уважительных причинах отсутствия обучающегося на занятиях

    Муниципалитет берет на себя содержание образовательного учреждения, а также содействует родителям и учащимся в получении образования в необходимой форме.

    Введение стандарта второго поколения во многом изменит школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы гимназии. Именно поэтому в стандарт, например, введена Программа формирования универсальных учебных действий, а учебные программы ориентированы на развитие самостоятельной учебной деятельности гимназиста (на такие виды учебной и внеучебной (внеурочной) деятельности, как учебное проектирование, моделирование, исследовательская деятельность, ролевые игры и др.)

    Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. На уроках сейчас основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Важно не просто передать знания подростку, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности.

    На ступени основного общего образования (5-9) кл у учащихся должно быть сформировано умение учиться и способность к организации своей деятельности — умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе».

    Стандарт выдвигает три группы требований:

    1) Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования.

    Каждое образовательное учреждение, исходя из своей уникальности, разрабатывает собственную образовательную программу, Учебный план, учитывая, в том числе запросы и пожелания родителей учащихся школы. Родители должны познакомиться с программой, чтобы понимать, как будут учить ребенка, по каким технологиям, чему его научат, какими качествами и умениями он будет обладать по окончании основной школы.

    2) Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

    Итогом обучения должна будет стать совокупность результатов:

    • личностных (способность к саморазвитию, желание учиться и др.);
    • метапредметных (универсальные учебные действия);
    • предметных (система основных знаний).

    Оцениваться будет не то, что запомнил ребенок, а то, как он понял изученный материал и может ли его применить в разных ситуациях. Наряду с традиционными устными и письменными работами у учеников появится возможность «накопительной оценки» за выполнение тестов, проектов, различных творческих работ. Это могут быть рисунки, сочинения, наблюдения, аудио-, видеоработы, газеты, презентации, создание личного портфолио с коллекцией достижений ученика.

    3) Требования к условиям: реализации основной образовательной программы основного общего образования.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Раньше никто не вписывал в стандарты нормы, определяющие техническое оснащение учебного процесса, кадровые и финансовые ресурсы. В новом стандарте четко описываются требования к информационному пространству, материально-техническому обеспечению, учебному оборудованию, кадровым и финансовым условиям.

    Источники


    1. Скурихин, А.П. Испанско-русский юридический словарь: моногр. / А.П. Скурихин. — М.: Русский язык — Медиа, 2014. — 552 c.

    2. Соколова Э. Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований; Юриспруденция — Москва, 2009. — 264 c.

    3. Попова А. В. Международное частное право; Питер — Москва, 2010. — 192 c.
    Требования фгос ооо к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образ
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here