Социальная защита и социальные страховые внебюджетные фонды

Самое полезное в статье: "Социальная защита и социальные страховые внебюджетные фонды" с полноценной оценкой информации и выводами. На все вопросы может ответить дежурный юрист.

Организационная структура государственных внебюджетных социально-страховых фондов

Система государственного обязательного социального страхования РФ сформирована в 1991 г. В настоящее время она состоит из социально-страховых институтов: пенсионного фонда, фонда социального страхования и фондов обязательного медицинского страхования.

Пенсионный фонд РФ в соответствии с Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 2122-1, образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации и представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств.

Пенсионный фонд РФ является государственным самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ. Его денежные средства находятся в государственной собственности и не входят в состав бюджетов или других фондов и изъятию не подлежат. Пенсионный фонд обеспечивает:

  • • целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование соответствующих расходов;
  • • организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю утери кормильца;
  • • капитализацию средств Пенсионного фонда, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
  • • организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Пенсионный фонд может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

Средства Фонда направляются на выплату страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию; выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет; оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам; доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда; финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда (включая содержание его центральных и территориальных органов), иные цели.

В структуре Пенсионного фонда семь Управлений в федеральных округах РФ, 81 отделение — в субъектах РФ, свыше 2500 территориальных управлений, работающих в муниципальных образованиях регионов и являющихся государственными учреждениями.

Фонд социального страхования РФ. Деятельность Фонда регламентируется постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации». Согласно Положению, утвержденному данным постановлением, Фонд социального страхования РФ является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ.

Основными задачами Фонда являются:

  • • обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
  • • участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
  • • осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда и др.

Средства Фонда направляются:

Региональные и центральные отраслевые отделения Фонда и их филиалы осуществляют регистрацию страхователей и выдают удостоверения о регистрации, организуют банки данных по всем категориям страхователей; осуществляют финансовую деятельность по обеспечению социального страхования в регионе или отрасли; устанавливают для страхователей в соответствии с инструкцией нормативы расходов, необходимые для обеспечения государственных гарантий по социальному страхованию работников; осуществляют аккумуляцию страховых взносов и других платежей для создания резервов, принимают решения об использовании свободных денежных средств в соответствии с инструкцией; разрабатывают проекты бюджетов органов Фонда и смет расходов на содержание и представляют их на утверждение, выполняют также и другие функции.

Фонды обязательного медицинского страхования. Цель государственного медицинского страхования заключается в том, чтобы гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования создаются Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные государственные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.

Система фондов медицинского страхования появляется в 1991 г. в соответствии с Законом РФ от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». В настоящее время правовой основой является Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), созданный в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.07.1998 № 857 «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования», предназначен для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечения финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания объема и качества медицинской помощи, представляемой гражданам на всей территории РФ в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.

В целях выполнения основных задач ФФОМС:

  • • осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;
  • • разрабатывает и в установленном порядке вносит предложения о размере взносов на обязательное медицинское страхование;
  • • осуществляет аккумулирование финансовых средств бюджета ФФОМС;
  • • выделяет средства территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе на безвозвратной и возвратной основе, для выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования;
  • • осуществляет совместно с территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроль за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения ревизий и целевых проверок;
  • • осуществляет организационно-методическую деятельность по обеспечению функционирования системы обязательного медицинского страхования;
  • • вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;
  • • участвует в разработке базовой программы обязательного медицинского страхования граждан, реализует другие функции.
Читайте так же:  Вступление в наследство на земельный участок как оформить в собственность

В субъектах РФ действуют территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС), образованные региональными органами власти — в этом отличие территориальных органов медицинского страхования от соответствующих органов пенсионного и социального страхования.

В соответствии с Типовым положением, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 21.01.2011 № 15н, ТФОМС решает задачи обеспечения: реализации Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»; предусмотренных законодательством РФ прав граждан в системе обязательного медицинского страхования; всеобщности обязательного медицинского страхования граждан; социальной справедливости и равенства всех граждан в системе обязательного медицинского страхования; финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования.

В целях решения поставленных задач ТФОМС исполняет следующие функции: аккумулирует финансовые средства ТФОМС на обязательное медицинское страхование граждан; осуществляет финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии, заключившими договоры обязательного медицинского страхования по дифференцированным подушевым нормативам, устанавливаемым правлением ТФОМС; реализует финансово-кредитное обеспечение системы обязательного медицинского страхования; выравнивает финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение обязательного медицинского страхования; разрабатывает правила обязательного медицинского страхования граждан на соответствующей территории; контролирует рациональное использование финансовых средств, направляемых на обязательное медицинское страхование граждан; осуществляет взаимодействие с ФФОМС и иными ТФОМС и пр.

Для выполнения своих задач ТФОМС создают в городах и районах региона структурные подразделения — филиалы, которые действуют в соответствие с положением, утверждаемым исполнительным директором ТФОМС.

Филиалы взаимодействуют на своих территориях с органами государственного и муниципального управления, лечебно-профилактическими учреждениями, профессиональными медицинскими ассоциациями по вопросам обязательного медицинского страхования; организуют систему обязательного медицинского страхования в лечебно-профилактических учреждениях; выделяют средства в соответствии с дифференцированными подушевыми нормативами медицинским страховым организациям, осуществляющим обязательное медицинское страхование жителей закрепленных за ним городов и районов, а в случае самостоятельного выполнения этой работы оплачивают медицинские услуги, оказываемые застрахованным жителям.

Государственные внебюджетные фонды России

Внебюджетные фонды являются одной из форм организации финансовых ресурсов, заключающейся в их перераспределении и использовании для финансирования определенных общественных потребностей.

Потребность в перераспределении бюджетных ресурсов возникает, когда данные ресурсы ограничены, особенно при сложном финансовом состоянии экономики. Благодаря незакрепленности доходов за конкретными видами расходов, средства госбюджета достаточно мобильны.

Однако в такой ситуации существует опасность урезания расходов на социальные потребности, поэтому достаточно важным является определение наиболее значимых участков и обеспечить их целевым направлением и использованием поступающих средств.

Одним из способов решения данной задачи является создание внебюджетных фондов с конкретным назначением: расширить источники государственного финансирования социальных нужд для обеспечения реализации конституционных прав граждан.

В зависимости от своего назначения, внебюджетные фонды могут быть экономическими – с целью аккумулирования средств для финансирования хозяйственных нужд, и социальными – для формирования страховых, пенсионных и прочих резервов с целью осуществления социальной защиты населения. По уровню управления внебюджетные фонды подразделяются на государственные и региональные. С помощью внебюджетных фондов осуществляется:

  • Влияние на процесс производства посредством финансирования, кредитования, субсидирования отечественных предприятий;
  • Обеспечение природоохранных мероприятий;
  • Оказание социальных услуг населению (выплата пенсий, пособий, финансирование социальной инфраструктуры;
  • Предоставление займов, включая партнеров за рубежом.

Формирование и функционирование внебюджетных фондов находится в ведении органов власти государства: центральных, республиканских, местных, и регламентируется законодательством. Источники формирования внебюджетных фондов в основном обуславливаются характером и масштабом поставленных перед ними задач, а так же экономическим и финансовым положением государства.

Имеется два пути создания внебюджетных фондов: выделение из бюджета расходов, имеющих особое значение, либо формирование внебюджетного фонда для определенных целей с собственными источниками доходов. Цель создания фонда обычно отражается в его названии.

Важнейшим материальным источником для большей части государственных внебюджетных фондов является национальный доход. С целью его перераспределения, в качестве способа мобилизации используются налоги и сборы, бюджетные средства и займы. Налоги и сборы устанавливаются законодательством. Доходы внебюджетных фондов поступают из следующих источников:

  • Налоги и сборы целевого характера, устанавливаемые законодательной властью;
  • Средства госбюджета в форме безвозмездных субсидий или отчислений;
  • Отчисления от прибыли предприятий и организаций;
  • Прибыль от коммерческой деятельности фондов и отдельных лиц;
  • Займы, предоставляемые фондам от коммерческих банков или Центрального банка России;
  • Прочие виды доходов, предусмотренные законодательством.

Поступление доходов в фонды обеспечивается органами исполнительной власти, осуществляющими сбор налогов в федеральный бюджет. Особенности государственных внебюджетных фондов:

  • Строгая целевая направленность и планирование органами государственной власти;
  • Финансовые средства из внебюджетного фонда могут использоваться для покрытия расходов государства, не включенных в госбюджет.
  • Внебюджетные фонды в качестве источника формирования используют обязательные отчисления физических и юридических лиц;
  • Взносы поступают в виде обязательных налоговых платежей, установленных государством;
  • Средства фонда не подлежат изъятию для использования в целях, отличных от назначения данного фонда;
  • Учет расходов фонда производится по распоряжению Правительства РФ или правления фонда.

На территории России действуют следующие внебюджетные фонды:

  • Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • Фонд социального страхования Российской Федерации;
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
  • Прочие внебюджетные фонды.

Для наглядности рассмотрим более подробно функционирование некоторых социальных внебюджетных фондов. Пенсионный фонд Российской Федерации является важнейшим социальным внебюджетным фондом, который предназначен для произведения выплат пенсий гражданам в соответствии с действующим законодательством.

Фонд выплачивает трудовые и социальные пенсии, пенсии военнослужащим и их семьям, различные пособия и выплаты определенным категориям лиц. Средства в данный фонд поступают из следующих источников:

  • Страховые взносы работодателей и граждан;
  • Средства федерального бюджета;
  • Суммы различных финансовых санкций;
  • Добровольные взносы юридических и физических лиц:
  • Доходы от инвестирования свободных финансовых средств фонда;
  • Иные источники, не запрещенные законодательством.

Пенсионный фонд РФ – это самостоятельная финансово-банковская система, являющаяся органом государственного управления в области финансов пенсионного обеспечения.

Средства, составляющие бюджет фонда, являются федеральной собственностью и не подлежат перераспределению в прочие бюджеты. Фонд подотчетен правительству федерации и ежегодно представляет информацию о своей деятельности в парламент.

Структура Пенсионного фонда гарантирует текущие и чрезвычайные выплаты пособий в масштабах всей страны в различных ситуациях, например, выплату пенсий при резком увеличении числа пенсионеров в результате стихийных бедствий; повышение размера выплачиваемых пенсий при резких скачках цен и т. д.

Читайте так же:  Могут ли отобрать машину за неуплату кредита

Фонд обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) так же является социальным внебюджетным фондом. Средства из данного фонда направляются в страховые компании, работающие на основе лицензий и подбирающие медицинские учреждения, способные оказать действительную эффективную помощь застрахованным гражданам на бесплатной основе.

Фонд производит финансирование различных медицинских программ, развитие медицины и научных исследований в этой области, оплату лечения и т. д.

Формирование средств фонда происходит за счет ассигнований и страховых взносов за своих работников организаций любых форм собственности и видов деятельности, а так же органов исполнительной власти, осуществляющих платежи за неработающих лиц (детей, пенсионеров и т. д.). В результате все граждане получают гарантированный объем медицинских услуг, включая скорую помощь.

Кроме социальных, могут создаваться и действовать государственные внебюджетные фонды иного назначения – экономического.

Экономические внебюджетные фонды создаются федеральными, региональными либо местными органами власти для финансирования расходов государства по отдельным бюджетным статьям и консолидируются в составе бюджета государства для обеспечения более полного контроля за поступлением и целевым использованием средств данных фондов.

Состав экономических внебюджетных фондов непостоянен и связан с необходимостью финансирования развития определенных направлений и секторов экономики, социальной сферы, а так же охраны окружающей среды. За последние годы в состав бюджетов входили следующие фонды:

  • Федеральный фонд сохранения биологических ресурсов;
  • Экологические фонды разных уровней (федеральные, территориальные);
  • Фонд развития таможенной системы РФ;
  • Государственный фонд борьбы с преступностью.

Внебюджетные фонды освобождаются от уплаты налогов и пошлин по основным направлениям своей деятельности.

Социальные внебюджетные фонды

Сущность и назначение внебюджетных фондов

Тема 4. Внебюджетные фонды

Государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы РФ.

Внебюджетные фонды создаются федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления для аккумуляции в них денежных средств. Расходование этих средств, происходит по строго целевому назначению.

Внебюджетные фонды

– это одна из форм перераспределения и использования национального дохода государства на определенные социальные и экономические цели.

По принципу целевой направленности внебюджетные фонды объединяются в три группы

:

1. Группа включает внебюджетные фонды социального назначения, имеющие общегосударственное значение.

2. Внебюджетные фонды межотраслевого и ведомственного назначения.

3. Внебюджетные фонды территориального назначения.

В первую группу входят:

— Пенсионный фонд РФ;

— Фонд социального назначения;

— Государственный фонд занятости населения;

— Фонд обязательного медицинского страхования.

Основные принципы функционирования этих внебюджетных фондов:

1. Всеобщность, т.к. они охватывают всех граждан независимо от пола, национальности и места жительства.

2. Необлагаемость налогами.

Каждый из 4 социальных внебюджетных фондов, является самостоятельным финансовым учреждением. Внебюджетный фонд может выступать на финансовом рынке в качестве инвестора, приобретая государственные ценные бумаги и вследствие этого увеличивать свои финансовые ресурсы.

Внебюджетные фонды межотраслевого и ведомственного назначения

создаются на федеральном уровне для стабилизации и развития хозяйственных отраслей, для материально-технического обеспечения отдельных ведомств.

Суть территориальных внебюджетных фондов

заключается в том, чтобы аккумулировать различные платежи и добровольные взносы на специальных счетах, открываемых органом исполнительной власти субъектов РФ.

Создание внебюджетных фондов в РФ законодательно закреплено Законом « Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондах» от 15 апреля 1993 г.

Внебюджетные фонды образуются на основании соответствующих актов высших органов государственной власти.

Важнейшими внебюджетными фондами, не консолидированными в федеральном бюджете РФ, являются следующие:

— Пенсионный фонд Российской Федерации;

— Фонд социального страхования;

— Фонд занятости населения;

— Фонд обязательного медицинского страхования,

— Российский фонд технического развития;

— Фонд инвестирования жилищного строительства.

Первые четыре фонда относятся к социальным внебюджетным фондам, последние два являются экономическими фондами.

Рассмотрим социальные внебюджетные фонды:

Пенсионный фонд Российской Федерации.

Пенсионный фонд РФ – это централизованный фонд пенсионного обеспечения населения.

Пенсия – это гарантированная ежемесячная выплата денежных средств нетрудоспособному населению, в виде трудовых, военных и социальных пенсий, пенсий по инвалидности, пособий по случаю потери кормильца и т.д.

В задачи Пенсионного фонда входят

:

— обеспечение сбора страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий;

— организация государственного банка данных по плательщикам страховых взносов в Пенсионный фонд;

— проведение работы по организации индивидуального учета поступающих в фонд от работающих граждан обязательных страховых взносов.

Источниками средств Пенсионного фонда РФ являются

:

1. Страховые взносы работодателей (27% оплаты труда).

2. Страховые взносы граждан (1% из заработной платы).

3. Ассигнования из федерального бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и их семьям, а так же на выплату социальных пенсий.

Пенсионный фонд используется

на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, при потере кормильца, за выслугу лет; выплату пособий одиноким матерям, лицам, пострадавшим на Чернобыльской АЭС.

Фонд социального страхования – второй по объему внебюджетный фонд, который предназначен для выплат социальных пособий, объединенных в две группы:

1. Охватывает все виды помощи работающему населению, социальная помощь в период временной нетрудоспособности (больничные) и отпускной период, а также для оздоровления граждан, пострадавших в чернобыльской катастрофе.

[3]

2. Охватывает все виды социальной помощи семьям, имеющим детей.

К ним относятся:

— пособие по беременности и родам;

— единовременное пособие при рождении ребенка;

— ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет;

— ежемесячное пособие на детей до достижения ими 16 лет и на учащихся в общеобразовательном учреждении.

Задачами Фонда

являются обеспечение гарантированных государством пособий, участие в разработке и рационализации государственных программ охраны здоровья работников.

Источниками образования Фонда соц. страхования являются:

— взносы предприятий и организаций, в размере 4% от оплаты труда;

— средства государственного бюджета (в форме дотаций);

— частичная оплата путевок в санатории и дома отдыха;

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читайте так же:  Трудовой договор с иностранным работником

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8365 —

| 7296 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Социальные внебюджетные фонды

фонд внебюджетный социальный финансирование

В соответствии с ст. 1444 Бюджетного кодекса РФ в РФ функционирует ряд внебюджетных социальных фондов:

Пенсионный фонд РФ.

Фонд социального страхования.

Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Государственный фонд занятости населения.

Эта группа внебюджетных фондов наиболее эффективно функционирует. Они заняли важное место в системе государственных финансов и одновременно в социальной сфере. Их общей фундаментальной характеристикой является то, что по закону средства данных фондов не могут быть изъяты или направлены на не целевое использование ни парламентом, ни правительством, ни какой-либо властью.

Видео (кликните для воспроизведения).

Пенсионный фонд РФ

Самым крупным является Пенсионный фонд, созданный в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях в РФ» (1990). Деятельность его регламентируется Положением о пенсионном фонде (1991).

Назначение фонда — осуществлять выплату пенсий и некоторых видов пособий.

Средства его — являются собственностью государства. Пенсионный фонд при этом вполне самостоятельный орган управления финансами пенсионного обеспечения.

Т.е. Пенсионный фонд РФ — самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее государственное управление пенсионным обеспечением.

Управляют Пенсионным фондом Правление и исполнительная дирекция, которая при участии Министерства финансов разрабатывает проект бюджета фонда. Проект бюджета утверждается Правлением, а затем поступает для рассмотрения и утверждения в Государственную Думу. В законе о бюджете Пенсионного фонда утверждается общая сумма доходов, в том числе по источникам, и общая сумма расходов по направлениям.

Пенсионный фонд подотчетен Правительству РФ, которое ежегодно рассматривает отчет о его деятельности.

Главными направлениями деятельности Пенсионного фонда являются:

Целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов, связанных с социальной защитой населения.

Организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровья работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца.

Капитализация средств фонда, а также привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц.

Контроль за своевременным и полным поступлением в фонд страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств.

Проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования.

Разъяснительная работа среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции фонда.

Источники образования средств Пенсионного фонда РФ:

страховые взносы работодателей;

страховые взносы граждан;

ассигнования из федерального бюджета, выделяемые на выплату пенсий и пособий;

средства, возмещаемые Пенсионному фонду Фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным.

Размер взносов на социальное страхование, уплачиваемых работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ, определяется Государственной Думой и Советом Федерации по представлению правления Фонда.

Тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд исчисляются дифференцированно.

Для лиц использующих наемный труд в личном хозяйстве тариф составляет 28%;

Для работодателей-организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции — 20,6% от выплат, начисленных работникам в виде оплаты труда по всем основаниям;

Для индивидуальных предпринимателей — 5% дохода, полученного от деятельности;

для работающих граждан — 1% от совокупного дохода.

Концентрируемые в Пенсионном фонде средства расходуются на:

выплату в соответствии с действующим на территории РФ законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий;

выплату пособий по уходу за ребенком старше полутора лет;

оказание органами социальной защиты населения материальной помощи нетрудоспособным и престарелым гражданам;

обеспечение деятельности жилого фонда и др.

Фонд социального страхования РФ

Фонд социального страхования РФ был создан в 1992г Указом Президента.

Денежные средства фонда — государственная собственность, они не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат. Система управления фонда сходна с вышеописанной системой управления Пенсионным фондом. Этот фонд подотчетен Правительству РФ, бюджет рассматривается государственной Думой.

Основными задачами фонда социального страхования РФ являются:

Обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их смей, а также другие цели государственного социального страхования.

Участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования.

Разработка совместно с Министерством труда и социального развития РФ и Министерством финансов РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование.

Организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования.

Источники образования Фонда социального страхования:

страховые взносы работодателей;

страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;

доходы от инвестирования временно свободных денежных средств в государственные ценные бумаги и банковские вклады (аналогично с другими фондами);

ассигнования из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от последствий Чернобыльской катастрофы и других.

Тарифы страховых взносов для работодателей и граждан, использующих наемный труд в личном хозяйстве — 5,4% по отношению к начисленной оплате труда.

Целевое использование средств — финансирование расходов по социальному страхованию.

Федеральный и территориальные фонды обязательного

Эти фонды созданы на основании Закона РФ «О медицинском страховании граждан в РФ». Данным законом в стране было введено медицинское страхование.

Цель медицинского страхования — гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.

Медицинское страхование осуществляется в двух видах:

Обязательное медицинское страхование является всеобщим для населения РФ и реализуется в соответствии с программами медицинского страхования, которые гарантируют объем и условия медицинской и лекарственной помощи гражданам.

Читайте так же:  Заявление о принятии наследства

Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение добровольных медицинских и иных услуг, сверх установленных программами обязательного медицинского страхования.

В России источниками финансирования здравоохранения стали:

  • 1 — средства федерального, региональных и местных бюджетов;
  • 2 — средства государственных и общественных организаций (объединений), предприятий и других хозяйствующих субъектов;
  • 3 — личные средства граждан;
  • 4 — безвозмездные и (или) благотворительные взносы и пожертвования.

Из этих средств стали формироваться самостоятельные фонды здравоохранения и фонды медицинского страхования.

Фонды здравоохранения формируются за счет бюджетных средств, и распределителями этих фондов являются федеральные, региональные и местные исполнительные органы власти.

Фонды медицинского страхования — формируются за счет средств, получаемых от страховых взносов. Эти фонды предназначены для финансирования страховыми организациями медицинской помощи и иных услуг в соответствии с договорами обязательного медицинского страхования.

Страховыми медицинскими организациями выступают юридические лица, являющиеся самостоятельными хозяйствующими субъектами, с любыми формами собственности, обладающие необходимым, для осуществления медицинского страхования, уставным фондом.

Страховые медицинские организации имеют право:

выбирать медицинские учреждения для оказания медицинской помощи и услуг по договорам медицинского страхования;

устанавливать размер страховых взносов по добровольному медицинскому страхованию;

принимать участие в определении тарифов на медицинские услуги;

контролировать объем, сроки и качество медицинской помощи в соответствии с условиями договора, защищать интересы застрахованных.

Фонды медицинского страхования были созданы на федеральном и территориальных уровнях. Финансовые ресурсы, предназначенные для обязательного медицинского образования, направляются в эти фонды.

Средства этих фондов — собственность государства, не включаемая в состав бюджетов.

Федеральный фонд создается Правительством РФ и управляется Правлением и исполнительной дирекцией, которая готовит проект бюджета, утверждаемый Правлением. В качестве органа управления фонд подотчетен Правительству РФ.

Бюджет и отчет об исполнении бюджета фонда рассматриваются Государственной Думой. Аналогичная система действует в субъектах федерации.

Территориальные фонды — формируют представительные и исполнительные органы власти субъектов РФ.

Территориальные фонды взаимодействуют с Федеральным фондом в отношении распределения денежных средств.

Основным источником формирования федерального и территориального фондов медицинского страхования являются страховые взносы хозяйствующих субъектов.

Их тариф в настоящий период установлен в размере — 3,6%. Кроме того, поступают бюджетные ассигнования, а также доходы от использования временно свободных денежных средств. Расходуются средства фондов на финансирование обязательного медицинского страхования, и обеспечение деятельности самих фондов.

Государственный фонд занятости

Государственный фонд занятости населения образован в соответствии с Законом «О занятости населения РСФСР» (1991).

Средства этого фонда предназначены для проведения мероприятий государственной политики занятости населения.

Правовое положение Государственного фонда занятости населения несколько отличается от вышеназванных внебюджетных фондов.

Средства Государственного фонда занятости населения также являются государственной собственностью и не входят в состав бюджетов.

Однако, с августа 1996г. фонд находится в оперативном управлении и распоряжении Министерства труда и социального развития РФ. Структура фонда представлена: Федеральным фондом занятости, фондами занятости в субъектах федерации и фондами в городах и районах (кроме городских).

Целевое назначение фонда:

выплата пособий безработным;

организация и обеспечение деятельности бирж труда;

создание дополнительных рабочих мест;

финансирование переподготовки и профессионального обучения.

Источники образования Государственного фонда занятости населения:

Обязательные страховые взносы работодателей (1,5% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям).

Обязательные страховые платежи работающих граждан.

Бюджетные ассигнования и другие.

Расходоваться средства фонда должны только в соответствии с целевым назначением.

[2]

Социальное страхование в системе социальной защиты населения

Система социальной защиты населения состоит из ряда гарантий, которые обеспечивают материальную помощь для всех слоев населения. Социальное страхование является гарантией предоставления помощи для тех людей, которые не могут обеспечивать себя самостоятельно.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-60-09 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Социальное страхование в государственной социальной защите население – это объективно существующая необходимость.

На определенном этапе развития страна берет под свою опеку лиц, которые не могут трудиться и получать оплату за свою работу.Социальное страхование является гарантией справедливости и опорой политической стабильности.

Общегосударственной гарантией может считаться только обязательное страхование. Добровольное страхование имеет значительно больший круг применения, но зависит от личного волеизъявления граждан.

Социальное страхование позволяет формировать денежные фонды. Оно создано для того чтобы сократить разрыв по уровням материального обеспечения разных слоев населения.

Денежные суммы на данный момент выделяются во внебюджетные фонды. Это выступает гарантией того, что в случае проблем с основным балансом, социально незащищенные группы будут обеспечены надлежащим способом.

ОГСС осуществляется следующими организациями:

[1]

Указанные выше организации сформированы как страховые, но деятельность их далеко не всегда отвечает принципам, которые служили основанием для их создания.

Главная цель, которую они преследуют – это реализация ряда конституционных прав. И это единственное условие, которое должно соблюдаться. Внебюджетные организации создаются на основании решения правительства.

Бюджеты формируются за счет периодических обязательных выплат физ. и юр. лиц. Все средства фондов находятся в собственности государства, но являются автономными.

Обязательное страхование – это не только основанная гарантия, но и совокупность прав и обязанностей. ОГСС направленно на минимизацию последствий изменения материального положения граждан.

Роль в системе социальной защиты населения

Социальное страхование – это всегда материальная гарантия.

Как элемент системы оно выполняет следующие функции:

  • защита – поддержание обычного для человека прожиточного уровня в случае, когда он лишается ежемесячного дохода, а также при возникновении непредвиденных расходов;
  • компенсация – ликвидация ущерба в случае утраты работоспособности;
  • воспроизводство – обязательное страхование компенсирует денежные утраты и поддерживает достойный уровень жизни на всех этапах человеческой жизни (при рождении, в пенсионном возрасте и в случае смерти);
  • перераспределение – за социальные риски несут ответственность все застрахованные; материальные средства перераспределяются между представителями разных слоев населения;
  • стабилизация – согласование интересов субъектов по ряду вопросов.
Читайте так же:  Какие льготы есть у военных пенсионеров

Социальное страхование основывается на следующих принципах:

  • персональной ответственности;
  • солидарности;
  • организационного самоуправления;
  • общности;
  • обязательности;
  • государственного регулирования.

Этот вид страхования часто приравнивают к гарантиям конституционного права. Но по своей сути оно является основой для их применения.

В системе социальной защиты населения в РФ социальное страхование – это рычаг, которые позволяет выровнять материальное положение разных социальных групп.

Государство здесь выступает посредником между плательщиками сборов и нетрудоспособными личностями. В данном случае оно гарантирует, что одна группа субъектов будет содержать в случае необходимости другую нетрудоспособную часть населения.

Чем отличается от других элементов системы

Система социальной защиты включает:

  • социальную поддержку;
  • социальное страхование;
  • социальные гарантии;
  • социальные индексации.

В отличие от других элементов системы, социальное страхование является комбинацией двух рисковых событий: государственного регулирования и страхования. Все остальные элементы являются сугубо ступеньками государственной политики.

Социальное страхование является частью социально-политического проекта и разновидностью страхования одновременно.

От прочих элементов системы этот вид отличается рядом следующих признаков:

  • предметом страхования могут быть только те риски, которые становятся причиной полной или частичной потери дохода;
  • в больше части социальное страхование распространяется на работающее население; субъектом этой системы может считаться только лицо, которое имеет официальную работу;
  • бюджет формируется в большей части из налогов, взносов работодателей и частных предпринимателей;
  • страхование основывается на принципе ограниченной эквивалентности; отчисления для фондов осуществляются в зависимости от размера заработной платы; общая сумма взысканий никогда не может быть больше 70%, в ином случае это уже нарушение одного из основных трудовых прав;
  • гарантией права граждан на выплаты по социальному страхованию является обязанность по перечислению страховых взносов в соответствии квалификационным уровнем;
  • обязанность по уплате страховых взносов несут работники и работодатели солидарно.

Социальное страхование можно рассматривать как часть системы соц.защиты, а можно и как элемент государственного регулирования. Его добровольный вид имеет мало общего с системой управления и социального обеспечения.

Обязательное социальное страхование можно рассматривать как элемент трудового права. Все отчисления связаны с взаимодействием двух основных субъектов этого права – работника и работодателя.

Какие существуют причины развития

Социальное страхование стало рычагом воздействия государства на трудящихся лиц. Основанная его причина развития и внедрения социального страхования – трудовая и политическая нестабильность.

Государство – это целостный, живой организм внутри которого на разных уровнях постоянно происходят изменения. Ежедневно люди лишаются дохода по разным причинам.

Так как моральных норм далеко не достаточно для того, чтобы заставить обеспеченные слои населения делиться своими доходами, государство создало гарантии исполнения их обязательств – нормы социального обязательного страхования.

Власть выступает гарантом права, но субъективные интересы финансово незащищенного населения подлежат реализации только при регулярном перечислении страховых взносов во внебюджетные фонды.

Все эти организации наделены полномочиями относительно применения санкций к неплательщикам. Иначе создать автономные денежные фонды не было бы возможным.

Кроме причин развития социального страхования, существуют факторы, которые меняют его внутреннюю структуру:

  • уровень социального риска в обществе (рассчитывается в доле относительно процента населения утратившего доход);
  • степень потери материального обеспечения – полная, частичная;
  • временной период утраты работоспособности – временная или постоянная;
  • государственная мера, которая устанавливается для покрытия рисков (формируется исходя их поставленных социально-политических целей).

Все факторы, которые влияют на развитие элементов системы социального страхования, часто становятся основанием для изменения базы налогообложения.

Про аналитический учет по счету 69 расчеты по социальному страхованию, читайте в этой статье.

Основные задачи

Социальное страхование является гарантией материального обеспечения в случае возникновения ряда рисков. Оно считается обязательной частью любого политического курса.

Социальное страхование направлено на решение следующих задач:

  • обеспечение реализации основных конституционных прав;
  • разработку и реализацию программ по охране здоровья и совершенствованию социального страхования;
  • обеспечение социального равенства и перераспределения доходов между различными социальными группами;
  • обеспечение мер, поддерживающих финансовую устойчивость внебюджетных организаций;
  • материальная помощь нуждающимся лицам на всех этапах их жизни;
  • поддержание внутригосударственного социального баланса (ст.1-2 ФЗ №125).

Очевидно, что социальное страхование является гарантией права как одним из основных элементов предоставляемой государством защиты и рычагом социально-политического влияния.

Оно имеет много общего со всеми элементами системы, но также приобрело ряд характерных признаков и от обычного страхования (например, четко установленный перечень рисков и субъектов).

Про обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, узнайте здесь.

Что такое отчисления в фонд социального страхования, вы можете прочитать в этой статье.

Видео: Вестник Социального страхования (часть 1)

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 110-43-85
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-60-09
    • Регионы — 8 (800) 222-69-48
Видео (кликните для воспроизведения).

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источники


  1. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, №6(12), 2011. В 3 частях. Часть 1. — М.: Грамота, 2011. — 232 c.

  2. Все о пожарной безопасности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. — М.: Альфа-пресс, 2013. — 480 c.

  3. Правоведение. Шпаргалка. — Москва: ИЛ, 2014. — 892 c.
Социальная защита и социальные страховые внебюджетные фонды
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here