Приобретение права собственности на земельный участок

Самое полезное в статье: "Приобретение права собственности на земельный участок" с полноценной оценкой информации и выводами. На все вопросы может ответить дежурный юрист.

Какие виды прав на земельный участок предусмотрены действующим законодательством?

Любой товар, а земля является именно таким предметом, существует имущественная принадлежность в зависимости от формы владение или принадлежности. Действующее земельное законодательство предусматривает следующие виды прав на земельный участок:
  1. право собственности;
  2. право постоянного (бессрочного) пользования;
  3. право пожизненного наследуемого владения;
  4. право аренды;
  5. право безвозмездного срочного пользования;
  6. право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут).

Четыре из указанных видов прав — право собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения и сервитут — являются вещными правами (ст. 216 ГК РФ), а право аренды и безвозмездного срочного пользования земельным участком — так называемыми обязательственными правами.

Право и частная собственность на земельный участок

В частной собственности находятся те земельные участки, которые приобретены гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством, т. е. законно.

Все граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Не существует никаких различий в правовом режиме земель, находящихся в собственности данных субъектов, а также в содержании принадлежащих им правомочий.

Субъектами права частной собственности на землю выступают также иностранные граждане, иностранные юридические лица и лица без гражданства. Для того чтобы земельный участок был объектом права частной собственности, он должен быть свободен от законодательных ограничений предоставления земли. В соответствии с п. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Также не предоставляются в частную собственность земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Перечень земельных участков, изъятых из оборота и ограниченных в обороте, дан в п. 4 и 5 ст. 27 3К РФ. Чтобы стать объектом собственности гражданина, земельные участки перечисленных целевых назначений должны быть переведены в установленном порядке в иную категорию, из которой возможно предоставление земель в собственность гражданам и их организациям.

Земли иных категорий в соответствии с ЗК РФ могут находиться в собственности граждан или юридических лиц, но с требованием соблюдения особого режима их использования.

Право и государственная собственность на земельный участок

Положения, касающиеся основ и виды прав на земельный участок государственной собственности на землю, предусмотрены ГК РФ. Действующее законодательство признает, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (п. 2 ст. 214 ГК РФ).

До недавнего времени земля, недра, воды, леса и животный мир рассматривались как объекты права исключительной государственной собственности. Считалось, что никто другой в стране, кроме государства, не может быть собственником земли. Исключительность права государственной собственности означала также, что в пределах страны не могло быть никому не принадлежащих участков земли, вод, недр и лесов, т. е. бесхозных.

Земли, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации, являются федеральной собственностью. Земли, которые принадлежат субъектам РФ, рассматриваются как государственная собственность субъекта Федерации.

Статья 16 ЗК РФ предусматривает, что вопрос о разграничении публичной собственности разрешается Кодексом и федеральными законами.

Согласно п. 1 ст. 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки:

  • которые признаны таковыми федеральными законами (круг таких участков установлен п. 1 ст. З Федерального закона от 25 октября 2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»);
  • право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

[1]

В собственности субъектов РФ в соответствии с п. 1 ст. 18 ЗК РФ находятся земельные участки:

  • которые признаны таковыми федеральными законами (круг таких участков установлен п. 2 ст. З указанного Закона;
  • право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • которые приобретены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Граждане и юридические лица могут обладать правами на землю индивидуально и совместно.

Земельные участки как муниципальная собственность

Имущество (в том числе и земля), принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (п. 1 ст. 215 ГК РФ). В состав муниципальной собственности, как предусматривает ст. 29 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», входят в том числе муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности.

В соответствии с п. 1 ст. 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки:

  • которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ (круг таких участков установлен п. 1 ст. З Закона о введении в действие ЗК РФ;
  • право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, население непосредственно. Органы местного самоуправления в соответствии с законом могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования. Муниципальная собственность признается и защищается государством равным образом с государственной, частной и иными формами собственности.

В зависимости от открытости доступа граждан на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, они могут быть поделены на два вида: земельные участки общего пользования и земельные участки, закрытые для общего доступа. В соответствии с п. 1 ст. 262 ГК РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом или иным правовым актом, а также собственником соответствующего земельного участка.

Читайте так же:  Трудовое соглашение что это за документ

С точки зрения гражданского законодательства и прав на имущество вообще два вида прав — постоянное (бессрочное) пользование и пожизненное наследуемое владение — являются исключительно земельно-правовыми, поскольку применяются только в отношении земельных участков, а не иного имущества. Определенной спецификой обладает также право безвозмездного срочного пользования земельным участком. В части второй ГК РФ регулируются вопросы безвозмездного пользования (договор ссуды), и даже используется термин «безвозмездное временное пользование». В связи с этим представляется, что нормы ГК РФ подлежат применению к праву безвозмездного срочного пользования земельным участком (в части, не противоречащей земельному законодательству). Но все же непосредственно о безвозмездном срочном пользовании в гражданском законодательстве речь не идет.

Право пожизненного пользования или владения земельным участком

Ст. 265 ГК РФ предусматривает, что о снования приобретения виды прав на земельный участок пожизненного наследуемого владения устанавливаются земельным законодательством.

Гражданин, обладающий правом пожизненного наследуемого владения (владелец земельного участка), имеет права владения и пользования земельным участком, передаваемые по наследству ( ст. 266 ГК РФ). То есть р аспоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается (отсутствует правомочие распоряжения), за исключением перехода прав на земельный участок по наследству. Государственная регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства о праве на наследство.

Земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения, в отличие от права собственности, не могут переходить по наследству к юридическим лицам ни по закону, ни по завещанию. Субъектами наследования таких земель могут быть только граждане.

[3]

Приобретение права собственности на земельный участок. Правовые основания

Правовые основания приобретения права собственности на земельный участок

Любые имущественные отношения между гражданами должны находиться в правовом поле. Законные основания на приобретение права собственности на земельный участок в целом установлены ст. 218 ГК РФ. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом. В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам — правопреемникам реорганизованного юридического лица.

Приобретение права собственности на земельный участок при отсутствии собственника

Если имущество не имеет собственника, собственник его неизвестен или отказался от имущества либо утратил на него право собственности по иным основаниям, на такое имущество возможно приобретение права собственности по основаниям, предусмотренным законом.

Данное мероприятие по приобретению права владения бесхозным участком земли может вызвать значительные трудности. Для начала, бесхозный участок земли должен быть учтен органом, который производит государственную регистрацию прав. Возможностью подачи заявления для постановки на учет обладают только местные органы власти, на чьей земле участок и располагается.

Механизм постановки на учет бесхозяйного участка земли устанавливается Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 N 580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей».

Спустя год после того, как бесхозяйный участок был поставлен на учет, орган, который уполномочен осуществлять управление имущественным комплексом муниципального образования, вправе обратиться в судебную инстанцию с намерением признать данный объект муниципальной собственностью.

После принятия решения судом относительно признания участок земли бесхозным можно начинать процедуру оформления права собственности земельный участок.

Иные права основания приобретения права собственности на землю

Земельным кодексом РФ установлены и иные, не известные ст. 218 ГК РФ, основания на приобретение права собственности на земельный надел гражданами: это, как уже говорилось выше, безвозмездное оформление права собственности гражданами, использовавшими земельные участки до вступления в силу ЗК РФ, — на основании права пожизненного наследуемого владения (ст. 21 ЗК РФ), постоянного (бессрочного) пользования (ст. 20 ЗК РФ). Кроме того, право собственности может быть оформлено и гражданами Российской Федерации, имеющими в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. N 1305-1 «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы. В данном случае речь идет о ненадлежащем оформлении земельных участков, на которых расположены жилые дома.

Обращаясь к регулированию возникновения права собственности на земельные участки, следует заметить, что согласно ч. 3 ст. 25 ЗК РФ в Российской Федерации не может возникнуть право собственности на земельные участки, право собственности на которые было прекращено на основании принятого в 1917 г. «Декрета о земле», поскольку национализированные в этот период земли не подлежат возврату прежним собственникам и их наследникам.

Приобретение права собственности на земельный участок

Владея земельным угодьем, непременно нужно его приватизировать, чтобы у власти не возникали сомнения в законности использования территории. Для покупки привилегий на угодье, нужно обратиться за помощью в органы управления и тщательно изучить законодательные документы.

Приобретение права собственности на землю

Все основные правила на покупку привилегий на местность прописаны в Земельном кодексе гл. 5 «Возникновение прав на землю».

Не стоит игнорировать стандарты, прописанные в Гражданском кодексе гл. 14 «Приобретение права собственности» и гл. 17 «Право собственности и другие вещные права на землю». Привилегии на угодья разных классов могут дополнительно регулироваться иными законодательными документами.

Согласно законам, можно выделить шесть типов привилегий на угодья:

  1. Привилегия собственности.
  2. Право бесконечного использования.
  3. Привилегия бессрочного получаемого обладания.
  4. Привилегия лизинга.
  5. Право бесплатного срочного использования.
  6. Сервитут.
Читайте так же:  Куда обращаться за назначением социальной пенсии по старости, по потере кормильца, по инвалидности

Привилегии под номером 1,2,3 и 6 считаются вещными правами, которые регулируются ст. 216 Гражданского кодекса, а привилегии под номером 4, 5 – обязательные права. Полный список формирования общегражданских привилегий и функций прописан в гл. 1 ст. 8 Гражданского кодекса.

Все причины на покупку привилегий фригольда на местность предусмотрены главой 2 Гражданского кодекса, также иными законодательными изданиями. Обобщенные причины прописаны статьей 218 Гражданского кодекса, все другие прописаны в Земельном кодексе.

Привилегия фригольда на угодье возникает на основании:

  1. Договоренности и иных условий.
  2. Указов коммунальных и городских органов.
  3. Заключений суда.
  4. Получения территории в порядке юниората.
  5. Законодательных последствий.
  6. Перехода привилегии фригольда на конструкции, которые располагаются на местности.
  7. Покупки привилегии личной собственности на местность, находящейся во власти государства, владельцем расположенного на ней имущества.
  8. Приватизации имущества, которое находится на этом угодье.
  9. Разгосударствление территорий собственником многоэтажных домов.
  10. Предоставления территорий во власти страны или городских учреждений, во владение горожанам, учреждениям для сооружения или для целей, не связанных с сооружением.
  11. Приобретальной давности.

Еще одним основанием для покупки привилегий личной собственности на угодье считается разгосударствление. Исключением обладают горожане и учреждения.

Не нужно забывать, что земля принадлежит к недвижимой собственности, если основываться на Гражданское законодательство.

Весь перечень оснований представлены статьей 8 Гражданского кодекса, а вот пункты, перечисленные в главе 14, характеризуют основные принципы на покупку привилегий.

В Гражданском кодексе в пункте 265 расписаны основания привилегии бессрочного получаемого обладания, а привилегия бесконечного применения и сервитут – статья 274.

Создание основных положений привилегий в результате соглашений и правопреемства оговорены во второй и третьей части данного кодекса.

Общеустановленными основными принципами на покупку привилегий собственности на угодье, считаются бумаги коммунальных организаций и совета местного самоуправления. Основным принципом на покупку привилегий считается заключение суда (пункт 3 статья 274 данного кодекса, ст.59 Кодекса). При покупке привилегии обращайте внимание на распоряжения представителей власти.

К основным принципам приобретения привилегий на местность относятся соглашения, определены ст. 153. Какие бы основания ни были, угодье обязано пройти обязательную регистрацию.

Первым шагом для образования законодательной базы, регулирующая покупку привилегий собственности на территорию, стал законодательный акт о дачной амнистии, задумка плотно пересекается и с концепцией разгосударствления.

Подробный процесс фиксации привилегий на земельные участки обозначен в ст. 25 п. 2 Федерального закона от 21.07.2007 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Покупка привилегий на земельные территории, которые располагаются под присмотром коммунальных или городских советов прописаны статьей 28 Земельного кодекса России.

Приобретение права собственности на земельный участок, приватизации находящихся на нем объектов недвижимости

Регулировка взаимоотношений, получаются при устранении земельных территорий, на которых находятся объекты собственности, материальные комплексы описана в Федеральном законе «О приватизации государственного и муниципального имущества», статья 3.

Те, кто считаются приобретателями коммунального имущества, указаны в ст. 5 данного закона. Ст. 11 регулирует формирование передаточного документа.

Заключение об обстоятельствах разгосударствления принимается согласно прогнозной программе разгосударствления собственности.

Содержание решения:

  1. Название недвижимости.
  2. Краткая характеристика недвижимости.
  3. Способ разгосударствления недвижимости.
  4. Нормативная стоимость.
  5. Срок платежа, погашение которого происходит по частям.
  6. Другая информация нужная для приватизации.

Все необходимые схемы, отчеты связанные с разгосударствлением имущества должны быть напечатаны в изданиях, имеющих официальный характер.

Порядок, по которому происходит отделение земельных территорий, прописан в ст. 28 Федерального закона. Владельцы объектов, которые не являются самовольными строениями и относятся к собственности государства или городских органов, должны оформить лизинг или купить у страны указанную территорию.

Заключение о реализации принимается учреждением, которое вынесло предложение о разгосударствлении, в течение тринадцати дней с момента поступившего прошения.

Также местность может отдаваться в аренду на период до 50 лет.

Соглашение лизинга не препятствует выкупу угодья. Отказ от погашения или предоставления аренды не разрешается, редкостью считаются варианты, предписанные в законе.

Если осуществляется разгосударствление частей конструкций на неделимом угодье, с приобретателем такого имущества нужно заключить соглашение лизинга на угодье. Отделение территории происходит соответственно рубежу, который обозначен на чертеже угодья.

Видео (кликните для воспроизведения).

Схема территории идет как дополнение к протоколу описи недвижимого комплекса объединенного предприятия и к контракту купли-продажи территории. Если происходит отделение участка, то право владения не распространяется на инфраструктуру.

Исключением будут считать публичный сервитут. Здесь вы можете

прочитать полную информацию о том, что такое публичный сервитут.

Цена выкупаемой территории регулируется п. 2 ст. 2 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса». Она зависит от количества проживающих, на приватизированной территории, горожан.

К стоимости угодья прилагается поправочный коэффициент. Все ограничения при отделении перечислены в ст. 31 текущего закона.

Приобретение права собственности на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, собственником расположенного на нем объекта недвижимости

Разгосударствление участка осуществляется на основе ст. 36 Земельного кодекса, которая обладает исключительным правом.

В безвозмездное использование предоставляются:

  • Организации, с религиозным направлением.
  • Конструкции, которые находятся на день ведения Земельного кодекса под властью организаций, связанных с инвалидами.

Исключения, которые определяют права владения на участок в зависимости от титула лица, которое владеет объектом недвижимого имущества, находящегося на этом угодье (п. 3,4 ст. 36 Земельного кодекса):

  • Если сооружения находятся во власти нескольких владельцев на участке, который является неделимым, то эти граждане имеют право приобрести угодье в аренду.
  • Если части здания находятся во власти разных лиц, то приемлемо приобретение привилегии аренды этого угодья.

Порядок покупки привилегии на земельное угодье оформляются в соответствии с п. 5,6 ст. 36 Земельного кодекса через органы исполнительной власти.

Орган должен в течение тринадцати дней принять решение:

  1. Либо предоставить территорию во владение безвозмездно (пункт 2 статьи 28).
  2. Либо предоставить соглашение купли-продажи или лизинга.
Читайте так же:  Родительские права и права ребенка ограничение и лишение родительских прав

Если привилегия на угодье не была оформлена, не присутствовал реестровый чертеж, то по прошению заявителя в течение тридцати дней, соответствующие органы должны подготовить реестровый чертеж угодья и утвердить схему рубежей территории.

Затем совет власти, в течение 13 дней с момента предоставления чертежа рубежей территории, должен принять заключение о передаче угодья заявителю и направить дубликат заключения. Потом происходит установка рубежей территории на местности, готовится реестровый проект угодья за счет владельца.

Прекращения права собственности на земельный участок

Законные основания прекращения права собственности на землю:

  1. Отказ от участка собственником в пользу других лиц.
  2. Отказ от привилегии собственником.
  3. Принудительное изъятие угодья.

Прекращения права собственности делится на добровольные и принудительные основания. Лишить владельца имущества можно по решению суда.

В Гражданском кодексе представлен перечень оснований принудительного изъятия земельного угодья:

  1. Обращение взимания на территорию по обязательствам.
  2. Отчуждение земельного участка, который никак не может быть в собственности данного лица.
  3. Национализация угодья.
  4. Отделение доли в праве долевой собственности на угодье.
  5. Изымание угодья для нужд государства.
  6. Изымание угодья в случае нарушения законодательства.

Приостановление привилегий на угодье путем изымания для нужд государства происходит в ситуации, связанной:

  1. С исполнением международных гарантий.
  2. С расположением объектов страны при отсутствии иных вариаций возможного расположения этих объектов.
  3. С иными случаями, которые регулируются законодательством.

В принудительном порядке, отделение угодья для потребностей государства приемлемо при условии предварительного и равноценного воздания его стоимости на основании заключения суда.

Владелец, в такой ситуации, несет риск урона, который может возникнуть при выкупе нового участка или постройке новых сооружений. Если владелец не согласен со стоимостью объекта, который отчуждается, то арбитражный суд определяет ее стоимость согласно рыночной.

Если вы являетесь владельцем земельного угодья, то обязаны знать свои права и обязанности, связанные с этой территорией, которые прописаны в актах.

Приобретение и прекращение прав на земельные участки

Приобретение права собственности на земельный участок: основания и порядок

Особенности приобретения прав на земельные участки установлены главой V «Возникновение прав на землю» ЗК РФ. Приобретение определенного права на земельный участок регулируется также нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (глава 14 «Приобретение права собственности»; глава 17 «Право собственности и другие вещные права на землю»). Приобретение прав на земельные участки определенных категорий на основании и в соответствии с ЗК РФ может быть дополнительно урегулировано иными федеральными законами. Например, отдельные положения о приобретении земель сельскохозяйственного назначения установлены Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В соответствии с п. 1 ст. 8 ГК РФ основаниями возникновения прав на земельные участки, могут являться См.: Дягилев А. Земля: право без прав // Эж- ЮРИСТ.-2013-№ 2. — С.3-5.:

1) договор или иная сделка. Примерами договоров и иных сделок, служащих основанием возникновения прав на земельные участки, можно назвать, в частности, договоры купли-продажи, мены, дарения земельного участка, договор ренты или пожизненного содержания с иждивением, передачу земельного участка по наследству на основании завещания, любые другие сделки, предметом которых может быть земельный участок или право на земельный участок (например, передача, в том числе возмездная, прав и обязанностей по договору аренды земельного участка). Несоблюдение нотариальной формы, а в случаях, установленных законом, — требования о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность (п.1 ст. 165 ГК РФ). Поэтому вопрос о соблюдении формы сделки и требования о ее государственной регистрации имеет большое практическое значение. Существенными условиями договора купли-продажи земельного участка являются условия о предмете договора (ст. 432 и 554 ГК РФ), а также о цене продаваемого земельного участка (ст. 555 ГК РФ).

Рассмотрим пример из судебной практики. Из материалов дела усматривается, что 24 августа 2005 г. между арбитражным управляющим ДП ОАО «Нижсельстрой» ЗЖБИ «. » и Пчельниковым С.В. был заключен договор купли-продажи в отношении названных выше объектов недвижимости; 22 ноября 2007г. Пчельников С.В. переуступил свои права требования по договору купли-продажи от 24 августа 2005 г. Галушкину В.В. по договору продажи имущественных прав требования Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 ноября 2009 г. №11-В09-18// [Электрон. ресурс] // ГАРАНТ.

Поскольку правовая экспертиза, представленных на регистрацию документов, установила, что договоры купли-продажи от 24 августа 2005 г. и уступки права требования Пчельниковым С.В. Галушкину В.В. от 22 ноября 2007 г. на государственную регистрацию не представлялись; отсутствуют зарегистрированные права на объекты и не представлены заявления на государственную регистрацию перехода права собственности ДП ОПАО «Нижсельстрой» ЗЖБИ «. » в ЕГРП, у государственного регистратора отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области отсутствовали законные основания для регистрации права собственности Галушкина В.В. на объекты недвижимости.

Принятые по делу судебные решения подлежат отмене с вынесением нового решения об отказе в признании незаконным отказа в государственной регистрации права, поскольку договоры купли-продажи и уступки права требования объектов недвижимости на государственную регистрацию не представлялись

2) акт государственного органа или органа местного самоуправления; Под актами государственных органов или органов местного самоуправления, на основании которых возникают права на земельные участки, понимают, прежде всего, принимаемые ими решения о предоставлении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, аренду и т.д. Однако не исключена возможность принятия государственными или муниципальными органами также и иных актов, обосновывающих возникновение прав на земельные участки. Акты государственных органов и органов местного самоуправления, являются наиболее распространенными основаниями возникновения прав на земельные участки.

В настоящее время в России активизировался процесс предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, под строительство объектов, в том числе и индивидуальное жилищное строительство. По общему правилу такие земельные участки предоставляются с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов (подп. 1 п. 1 ст. 30 ЗК). В первом случае земельный участок предоставляется в собственность исключительно на конкурсной основе. Во втором случае земельный участок может быть предоставлен гражданам в установленном порядке в аренду, постоянное (бессрочное) пользование. Предельные размеры предоставляемых гражданам в собственность земельных участков устанавливаются нормативными правовыми актами органов власти соответствующих уровней.

[2]

Рассмотрим пример из судебной практики. ООО «Адамант» (заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, государственному регистратору Управления Росреестра по Республике Татарстан Мальцевой О.Б. (государственный регистратор) о признании сообщений государственного регистратора об отказе в регистрации права собственности ООО «Адамант» на земельные участки недействительными и подлежащими отмене Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 2 июля 2012 г. № Ф06-4764/12 по делу № А65-25546/2011[Электрон. ресурс]// ГАРАНТ .

Читайте так же:  Кому положена льгота на содержание и ремонт жилого помещения в москве

Как следует из материалов дела, из правоустанавливающих документов по делу в отношении земельных участков постановлением главы Бугульминского муниципального района Республики Татарстан от 12.11.2007 № 1187 ООО «Адамант» было согласовано место размещения под строительство комплекса дорожного сервиса на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, площадью 0,9978 из земель муниципального образования «Наратлинской сельское поселение» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан; земельные участки выкуплены ООО «Адамант» в составе земель по договору купли-продажи.

Кадастровой палатой государственному регистратору направлена недостоверная информация, положенная в основу оспариваемых решений об отказе в государственной регистрации. Не может быть признано законным решение регистрирующего органа, основанное на недостоверной информации. В силу чего является ошибочным вывод суда апелляционной инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворения заявленных обществом требований со ссылкой о законности оспариваемых отказов в регистрации права собственности на земельные участки.

Продажа государственных и муниципальных земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев: 1) если в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории (п. 21 ст. 30 ЗК); 2) если аукцион не состоялся по причине участия в нем менее двух претендентов.

3) Возможно возникновение прав на земельные участки из судебного решения, установившего право на земельный участок (см. п. 3 ст. 274 ГК РФ; ст. 59 ЗК РФ). Юридическим основанием возникновения права на земельный участок может являться решение суда, которым установлено право на земельный участок. Данное основание возникает, как правило, в результате спора о праве, передаваемого на разрешение в судебные органы, и отвечает требованиям ст. 59 ЗК РФ, согласно которой признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке. Примером возникновения права на основании решения суда может служить также признание судом права муниципальной собственности на бесхозяйный земельный участок (п. 3 ст.225 ГК РФ, п. 2 ст. 53 ЗК РФ).

Решение суда общей юрисдикции или арбитражного суда, вступившее в законную силу, является правовым основанием для государственной регистрации установленного судом права на земельный участок.

4) приобретение имущества по основаниям, допускаемым законом. В качестве примера приведем приобретение права собственности на земельный участок в силу приобретательной давности (ст. 234 ГК РФ).

Права на землю могут возникнуть и на основании правопреемства, например, когда к наследнику умершего гражданина переходит право пожизненного наследуемого владения принадлежавшим последнему земельным участком. В таком случае государственная регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства о праве на наследство.

В ряде случаев для возникновения прав на земельные участки необходимо одновременно несколько оснований, например, при предоставлении земельного участка в аренду государственным органом или органом местного самоуправления основаниями для возникновения права аренды будут, во-первых, акт соответствующего органа о предоставлении земельного участка, во-вторых, заключаемый на его основании договор аренды земельного участка. Аналогичная ситуация складывается при заключении на основании актов государственных или муниципальных органов договоров купли-продажи земельных участков или безвозмездного срочного пользования ими.

Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают только с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 8.1. ГК РФ). Регистрация проводится на основании заявления правообладателя или сторон договора (их представителей) с приложением необходимых документов. При этом договор должен отражать информацию, необходимую для регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП, в том числе содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права.

Право частной собственности на земельные участки возникает на основе первоначальных и производных способов приобретения права собственности, установленных в гражданском законодательстве. Права на земельные участки подлежат обязательной государственной регистрации, а совершаемые с ними сделки регистрируются только в случаях, указанных в федеральных законах.

Рассмотрим пример из судебной практики. Ф.И.О.19 и Ф.И.О.12 обратились с заявлением о признании незаконным отказа Управления Росреестра в государственной регистрации права на недвижимое имущество. В обоснование указали, что решением Ново-Савиновского районного суда города Казани Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ за ними и Ф.И.О.13 признано право долевой собственности (по 1/3 доле) на земельный участок в городе Казани.Постановление Президиума Верховного Суда Республики Татарстан от 26 октября 2011 г. № 44-Г-81 [Электрон. ресурс]// ГАРАНТ

Управлением Росреестра отказано в государственной регистрации данного права в связи с тем, что на регистрацию не представлен кадастровый паспорт на данный земельный участок. Из материалов дела следует, что решением Ново-Савиновского районного суда города Казани Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ, между Ф.И.О.14 и Ф.И.О.15 с одной стороны и Ф.И.О.19, Ф.И.О.12 и Ф.И.О.13 с другой стороны, пропорционально их долям в жилом доме и с учетом сложившегося порядка пользования, произведен раздел земельного участка общей площадью 689,18 кв. м, на два земельных участка, признано право собственности Багаутдиновых на участок площадью 602,78 кв. м, Юсуповых и Файзрахмановой — на участок площадью 86,4 кв. м.

Читайте так же:  Современная система образования в россии. проблемы и перспективы

В удовлетворении заявления о признании незаконным отказа Управления Росреестра в регистрации права отказано, поскольку не допускается государственная регистрация прав на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с законом о государственном кадастре недвижимости.

Статьей 12 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрено, что права на земельный участок подлежат государственной регистрации и фиксируются в ЕГРП. Неотъемлемой частью ЕГРП являются дела, включающие в себя правоустанавливающие документы на недвижимое имущество, и книги учета документов. Дело правоустанавливающих документов открывается на каждый объект недвижимого имущества (в том числе и на земельные участки). В дело помещаются все документы, поступающие для регистрации прав на указанный объект. Книги учета документов содержат данные: о принятых на регистрацию документах об объекте недвижимого имущества, правообладателях, регистрируемом праве и заявителях; выданных свидетельствах о государственной регистрации прав; выписках и справках из Единого государственного реестра прав, об иных документах.

Документы, удостоверяющие права на земельные участки (в отличие от правоустанавливающих документов, т.е. таких, на основании которых права на землю возникают), согласно Федеральному закону о гос. регистрации — документы, подтверждающие регистрацию прав (ст. 9). В соответствии со ст. 14 Федерального закона о гос. регистрации свидетельством удостоверяется проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество. Форма свидетельства установлена Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. № 219.

Государственная регистрация возникновения или перехода прав на земельный участок удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав. Проведенная государственная регистрация возникновения или перехода прав на земельный участок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки. Необходимым для государственной регистрации прав на земельный участок является кадастровый план данного земельного участка.

Таким образом, основаниями возникновения прав на землю являются следующие: из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из решений собраний в случаях, предусмотренных законом; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом; вследствие иных действий граждан и юридических лиц.

Государственная регистрация возникновения или перехода прав на земельный участок удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.

Статья 28. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности

Статья 28. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности

1. Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 июня 2011 г. N 138-ФЗ в пункт 2 статьи 28 настоящего Кодекса внесены изменения

2. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

3. Утратил силу с 1 сентября 2006 г.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ в пункт 4 статьи 28 настоящего Кодекса внесены изменения

4. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:

изъятия земельных участков из оборота;

установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

5. Иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам в соответствии с настоящей статьей земельные участки предоставляются в собственность только за плату, размер которой устанавливается настоящим Кодексом.

Видео (кликните для воспроизведения).

См. схему «Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности»

Источники


  1. Грот, Н.Я. О нравственной ответственности и юридической вменяемости / Н.Я. Грот. — Москва: ИЛ, 2017. — 144 c.

  2. Асланов, Р.М. и др. Уголовное право. Особенная часть; СПб: Санкт-Петербургский Университет, 2011. — 236 c.

  3. Малеев, Ю.Н. Международное воздушное право: вопросы теории и практики; М.: Международные отношения, 2012. — 240 c.
Приобретение права собственности на земельный участок
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here