Как подготовиться к написанию итогового сочинения

Самое полезное в статье: "Как подготовиться к написанию итогового сочинения" с полноценной оценкой информации и выводами. На все вопросы может ответить дежурный юрист.

Советы и алгоритм написания итогового сочинения

Итоговое сочинение

С 2015 года одиннадцатиклассники проходят дополнительное испытание – итоговое сочинение ЕГЭ. Подобную работу необходимо будет выполнить для того, чтобы получить допуск к Единому государственному экзамену.

Проведение экзаменации назначено на первую среду декабря текущего года. Тематика работ заранее неизвестна и сообщается за 15 минут до испытания. Ряд школьников по желанию могут писать не итоговое сочинение, а итоговое изложение. Подобная мера предусмотрена в отношении детей, которые имеют физиологические ограничения.

Экзаменация проводится по месту обучения школьника и для того, чтобы стать участником испытания подростку необходимо подать соответствующее заявление в срок, не позднее двух недель до начала проведения.

Кроме учащихся 11 классов, принять участие в экзамене могут и те школьники, которые в прошлые годы не смогли получить «зачет», либо ученики не присутствующие на прошлогоднем сочинении по уважительным причинам.

Выбор такой формы экзаменации обусловлен тем, что в процессе подготовки учащийся сможет повысить свой уровень начитанности, а также увеличит кругозор.

Подготовка к итоговому сочинению 2017 года поможет школьнику потренироваться в выражении собственных мыслей на бумаге, а также повысить умение аргументировать свои доводы.

Выбор в качестве экзамена сочинения необходим для того, чтобы проверить насколько подросток владеет речевыми и коммуникативными навыками и насколько высок у ребенка порог грамотности. Также сочинение предназначено для того, чтобы можно было понять, насколько хорошо были изучены те или иные литературные произведения в рамках школьной программы.

Помимо информативной пользы, хорошо написанная итоговая работа сможет добавить к общим баллам учащегося дополнительные 10, что, несомненно, сыграет значительную роль, при поступлении в ВУЗ.

Все необходимые рекомендации, касающиеся написания сочинения выложены на официальном сайте ЕГЭ в общем доступе. Эти материалы можно скачать и распечатать в случае необходимости.

Подготовка к итоговому сочинению

Для того чтобы успешно справиться с работой, необходимо соблюдать ряд правил. Прежде всего, материалы для подготовки к итоговому сочинению 2017 года должны включать в себя не только электронные материалы, но и различные пособия и учебники. Существует целый список литературы, которая подойдет для подготовки. В качестве основного приложения можно использовать элективный курс о том, как писать итоговое сочинение. Также можно воспользоваться различными тренировочными заданиями, которые помогут развить речевые навыки.

Для того чтобы на испытании не возникло проблем с использованием цитат, стоит повторно перечитать литературные произведения школьной программы, а также внимательно слушать педагога на уроках и консультациях перед экзаменом и задавать вопросы относительно непонятных моментов.

Обязательно стоит учесть мнение психологов и соблюдать необходимый физиологический и психоэмоциональный режим во время подготовки к испытанию. Чем меньше стрессов будет испытывать школьник, тем лучше будет итог.

Большую роль в подготовке играют и родители. Именно они должны осуществлять контроль за подготовкой, а также, поддерживать своего ребенка на протяжении всего экзаменационного периода.

Советы по написанию сочинения

Очень важно получить по сочинению «зачет» поскольку только так можно стать участников ЕГЭ и в дальнейшем поступить в ВУЗ. Для этого необходимо хорошо подготовиться и отнестись к работе серьезно.

На самом испытании сначала необходимо четко распределить время, отведенное на работу. Рекомендуется на выбор и осмысление темы отвести около получаса, на составление плана – не более 40 минут, на работу с черновиком порядка 1,5 часов, однако не более 2, переписывание сочинения на чистовик не должно занимать более 1 часа. Оставшееся время стоит потратить на проверку ошибок.

Также стоит обратить внимание на композицию текста и на пропорции частей работы. Оформлению плана сочинения тоже стоит уделить значительное внимание, поскольку многие учащиеся допускают ошибки не ставя точек в конце предложения или оформляя более развернутый план римскими цифрами.

Алгоритм написания сочинения

Перед тем как приступить к написанию сочинения необходимо вспомнить об определенном алгоритме, которого стоит придерживаться при составлении плана. Прежде всего, нужно ознакомиться с тематическими направлениями, предложенными организаторами и найти в понравившейся теме «опорное» слово или выражение, которое несет основной смысл темы. После этого можно попробовать сформулировать тему своими словами и спросить себя, что можно сказать по этому поводу. Далее попытаться ответить на заданный вопрос несколькими предложениями и записать их в черновик. На следующем этапе попробовать привести доводы, противоположные первоначальным, и попытаться доказать их неправильность.

После этого необходимо попытаться вспомнить примеры из литературных произведений и привести их в качестве аргументов своего утверждения в логической последовательности.

Только после этого можно начать составлять план будущего сочинения и приступать к работе над черновиком. По окончанию, необходимо прочитать написанное, свериться с планом и попробовать сделать выводы.

На последнем этапе необходимо переписать работу в чистовик и проверить ошибки.

Алгоритм написания итогового сочинения 2018-2019

Алгоритм работы над сочинением:

Практические советы в написании итогового сочинения:

Как писать вступление?

  • Вступление должно быть 60-70 слов.
  • Правильно ли определено ключевое слово в теме сочинения?
  • Отражено ли это во вступлении?
  • Намечена ли цель сочинения?
  • Сужена ли тема?
  • Есть ли переход к основной части?

    • Эта проблема поднимается во многих произведениях русской (мировой, современной, …) литературы….
    • Так, в повести (романе, рассказе, …) речь идет о.
    • Неужели в нашей жизни нет…(обращаемся к теме)?
    • Так в произведении…показан….
    • Именно…( один из этих вариантов!)
  • Как писать основную часть?

    • Основная часть — 200-250 слов (1 аргумент или 2 аргумента);
    • Обращение к произведению (указаны автор, название);
    • Озвучена проблема, связанная с темой сочинения (звучат слова из темы!);
    • Приведены конкретные примеры из произведения, иллюстрирующие сформулированную тобой проблему;
    • Слова, выражающие твою оценку (отношение) к сформулированной проблеме;
    • Промежуточный вывод (слова из формулировки темы!);
    • То же самое – по второму аргументу! Переход ко второму аргументу: — Еще одно произведение, где поднимается тема…. — ….;
    • О…(озвучиваем проблему, о которой пишем) рассуждает и …(имя автора) в произведении…;
    • Об этом же писал…;
    • Это же волновало….;
    • Если один аргумент – 200-250 слов, если два – примерно по 100-130 слов каждый.
  • Как писать заключение?

      В заключении — 60-70 слов.

    Заключительная фраза, подводящая итог твоих размышлений по теме (опять – слова из формулировки темы) Эмоции. Например: Так что же такое любовь к Родине? Я думаю, это….(логично подведенный итог на ОСНОВЕ всего сказанного)

    Читайте так же:  Как можно выгодно снять жилье в санкт-петербурге
  • Клише для начала заключения:
    1. Подводя итог, хочется сказать:…
    2. Таким образом, мы понимаем, что….
    3. Так что же такое….? Как я оцениваю…? Какую же роль в жизни человека играет….? (один из вопросов, отражающих тему, цель, поставленную в начале сочинения, и резюмирующий ответ на этот вопрос)

    Памятка о порядке проведения итогового сочинения

    Актуальная информация для участников итогового сочинения 2016-2017 учебного года.

    1. Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее – ГИА) проводится для обучающихся XI (XII) классов.

    2. Изложение вправе писать следующие категории лиц:
    → обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
    → обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
    → обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

    3. Итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря, первую среду февраля и первую рабочую среду мая.

    4. Обучающиеся XI (XII) классов для участия в итоговом сочинении (изложении) подают заявление и согласие на обработку персональных данных не позднее чем за две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения) в свою школу.

    5. Итоговое сочинение (изложение) проводится в школах, где обучаются участники итогового сочинения (изложения) и (или) в местах проведения итогового сочинения (изложения), определенных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования (далее – ОИВ).
    По решению ОИВ места проведения итогового сочинения (изложения) оборудуются стационарными и (или) переносными металлоискателями, средствами видеонаблюдения, средствами подавления сигналов подвижной связи.

    6. Итоговое сочинение (изложение) начинается в 10.00 по местному времени.

    7. Если участник итогового сочинения (изложения) опоздал, он допускается к написанию итогового сочинения (изложения), при этом время окончания написания итогового сочинения (изложения) не продлевается. Повторный общий инструктаж для опоздавших участников не проводится. Члены комиссии образовательной организации по проведению сочинения (изложения) предоставляют необходимую информацию для заполнения регистрационных полей бланков сочинения (изложения). Рекомендуем не опаздывать на проведение итогового сочинения (изложения).

    8. Вход участников итогового сочинения (изложения) в место проведения итогового сочинения (изложения) начинается с 09.00 по местному времени. При себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность.

    9. Рекомендуется взять с собой на сочинение (изложение) только необходимые вещи:
    документ, удостоверяющий личность;
    ручка (гелевая или капиллярная с чернилами черного цвета);
    лекарства и питание (при необходимости);
    специальные технические средства (для участников с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов).

    10. Иные личные вещи участники обязаны оставить в специально выделенном в учебном кабинете месте для хранения личных вещей участников.

    11. Во время проведения итогового сочинения (изложения) вам выдадут черновики, а также орфографический словарь для участников итогового сочинения (орфографический и толковый словари для участников итогового изложения).
    Внимание! Черновики не проверяются и записи в них не учитываются при проверке.

    12. Темы итогового сочинения становятся общедоступными за 15 минут до начала проведения сочинения. Тексты изложения доставляются в школы и становятся общедоступными после 10.00 по местному времени.

    13. Продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут (235 минут).
    Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа. При продолжительности итогового сочинения (изложения) четыре и более часа организуется питание участников итогового сочинения (изложения).

    14. Во время проведения итогового сочинения (изложения) участникам итогового сочинения (изложения) запрещено иметь при себе средства связи, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, собственные орфографические и (или) толковые словари. Участникам итогового сочинения (изложения) также запрещается пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика, другие литературные источники).

    [3]

    15. В случае если участник итогового сочинения (изложения) по состоянию здоровья или другим объективным причинам не может завершить написание итогового сочинения (изложения), он может покинуть учебный кабинет. Такие участники сочинения (изложения) допускаются к повторной сдаче решением педагогического совета.

    16. Участники итогового сочинения (изложения), досрочно завершившие выполнение итогового сочинения (изложения), сдают бланки регистрации, бланки записи, черновики и покидают место проведения итогового сочинения (изложения), не дожидаясь окончания итогового сочинения (изложения).

    17. Повторно к написанию итогового сочинения (изложения) в дополнительные сроки, установленные расписанием проведения итогового сочинения (изложения) в текущем учебном году (в первую среду февраля и первую рабочую среду мая) допускаются:
    → обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»);
    → обучающиеся, не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);
    → обучающиеся, не завершившие написание итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально).

    18. Обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»), могут быть повторно допущены к участию в итоговом сочинении (изложении), но не более двух раз и только в сроки, установленные расписанием проведения итогового сочинения (изложения).

    19. В целях предотвращения конфликта интересов и обеспечения объективного оценивания итогового сочинения (изложения) обучающимся при получении повторного неудовлетворительного результата («незачет») за итоговое сочинение (изложение) предоставляется право подать в письменной форме заявление на проверку сданного ими итогового сочинения (изложения) комиссией другой образовательной организации или комиссией, сформированной ОИВ на региональном или муниципальном уровне.
    Порядок подачи такого заявления и организации повторной проверки итогового сочинения (изложения) указанной категории обучающихся определяет ОИВ.

    20. Итоговое сочинение в случае представления его при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительно четыре года, следующих за годом написания такого сочинения.

    Шаблон для итогового сочинения

    Вступление
    Тема-вопрос

    Как вы понимаете значение слов «честь» и «бесчестие»?

    Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.

    Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, . (ответ на вопрос).

    Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что. (ответ на вопрос)

    Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: . (ответ на вопрос)

    Тема-утверждение

    «Береги честь смолоду», — утверждает русская пословица. Нельзя не согласиться с народной мудростью. Действительно.

    «Честь — вот истинная красота!» — утверждал Р.Роллан. Нельзя не согласиться с его высказыванием. Действительно.

    Читайте так же:  Выговор за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей

    Жизнь дороже чести. Трудно не согласиться с этой мыслью. Действительно, .

    Тема — ключевые слова (номинативное предложение)

    Путь чести и путь бесчестия. Что значит идти путем чести или путем бесчестия? (далее см. тема-вопрос)

    [2]

    Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит идти путем чести или путем бесчестия. На мой взгляд, .

    Мини-курс « Безударные гласные»

    • лишь
    • бишь
    • вишь
    • ишь
    • навзничь
    • настежь
    • напрочь
    • прочь
    • сплошь
    • наотмашь
    • вскачь
    • невмочь
    • точь-в-точь

    Итоговое сочинение — 2019

    Для начала мы хотим уточнить, на нашем сайте сложилась традиция называть сочинение по году выпуска. Поэтому декабрьское сочинение этого года мы называем Сочинение – 2019. Некоторые называют этот экзамен Сочинение – 2018, так как сочинение проходит в декабре. На пятый год существования итогового сочинения не сформировалось единого мнения насчет года в названии экзамена.

    До написания декабрьского сочинения осталась всего неделя! Чтобы вам было удобно, мы в одной статье собрали все материалы для подготовки к экзамену. И для учеников, и для преподавателей.

    Итак, материалы к сочинению 2018/2019 уч. г.

    Подготовка к итоговому сочинению. Записи занятий

    Бесплатная проверка сочинений. Сочинения и рецензии

    Проверим сколько успеем. Сейчас на форуме уже очень много работ на разные темы по всем направлениям этого года. Не все сочинения можно использовать в качестве образца. Читайте рецензии. Учитесь на чужих ошибках. Пробуйте писать сами!

    Материалы к итоговому сочинению 2019 года

    Месть и великодушие (работа с понятиями, логика сочинения)

    Мечты и реальность (работа с понятиями и обзор литературы)

    Отличный курс! Обратите на него внимание. (Курс продается в записи 4 часа лекций + материалы)

    Успешная подготовка к итоговому сочинению по литературе

    Дата публикации: 17.07.2018 2018-07-17

    Статья просмотрена: 635 раз

    Библиографическое описание:

    Воложина И. В. Успешная подготовка к итоговому сочинению по литературе // Молодой ученый. — 2018. — №29. — С. 150-152. — URL https://moluch.ru/archive/215/52063/ (дата обращения: 02.10.2019).

    Актуальная проблема для любого выпускника школы — получение документа о среднем (полном) общем образовании, путем успешной сдачи итогового сочинения по литературе, а значит и ЕГЭ по русскому языку. Поэтому в данной статье затронуты аспекты методической работы учителя при формировании навыков успешного написания итогового сочинения выпускниками соответственно заявленным критериям оценивания.

    Ключевые слова: итоговое сочинение по литературе,план сочинения-рассуждения, клише для итогового сочинения.

    На сайте ФИПИ («Федеральный институт педагогических измерений») говорится, что «итоговое сочинение носит надпредметный характер. При этом оно литературоцентрично. Опора на литературный материал при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с тематикой и проблематикой произведения, системой персонажей и т. д.». Так, вышеуказанное определение проверяется в сочинениях одиннадцатиклассников по пяти критериям: «Соответствие темы», «Аргументация. Привлечение литературного материала», «Композиция и логика рассуждения», «Качество письменной речи» и «Грамотность». Чтобы получить «зачет», необходимо набрать баллы хотя бы по 3 критериям из 5. Но несложные принципы проверки сочинений от Рособрнадзора таят в себе долгую, кропотливую работу учителей-словесников над грамотной письменной речью обучающихся, и трудоемким накоплением у выпускников знаний произведений русской и зарубежной литературы. Тем более что умение излагать свои мысли в письменной речи на высоконравственную тему с привлечением литературных аргументов — сверхзадача для современного не читающего поколения твитера и ватсапа.

    [1]

    Выбор конкретных методов обучения написания итогового сочинения (изложения) зависит от уровня развития учебных навыков школьников. Но можно назвать общие методы подготовки к написанию итогового сочинения-рассуждения на высоконравственную тему с привлечением аргументов из литературы:

    Автор

    Краткие выходные данные

    Название произведения

    Краткое содержание текста

    Главные герои иих характеристика

    После заполнения данной таблицы работать над критерием № 2 «Аргументация» становится проще.

    1. Следующим важным этапом при подготовке к ИС по литературе становится заучивание плана сочинения-рассуждения инеобходимых клише.

    А) Тезис (основная мысль, соответствующая теме);

    Находим ключевые слова в выбранной теме. Даем им определение. Задаем наводящие вопросы. Даем ответы на заданные вопросы.

    Б) Аргумент № 1 (Доказательство № 1);

    На страницах художественных произведений тема сочувствия затрагивается очень часто. Вспомним, например, пьесу М. Горького «На дне»… Подчеркнутые слова в клише можно заменять соответственно выбранной теме.

    Приведу аргументы из художественной литературы, подтверждающие мою позицию. Во-первых, …

    Таким образом, наше рассуждение позволяет сформулировать следующие выводы: …

    Необходимо заметить, что в сочинении должно быть не менее 250 слов. При меньшем количестве слов можно получить «незачет», поэтому стоит пересчитывать слова после каждого абзаца и помнить соотношение:

    Видео (кликните для воспроизведения).

    тезис + вывод = 1/3 всего объема текста.

    4. Пишем сочинение. Не одно.

    Здесь присутствует еще одно условие — взаимопроверка по критериям, чтобы научится видеть ошибки на чужом произведении. Обязательно должна быть обратная связь с учителем — подробный комментарий к каждой ошибке.

    Таким образом, подробно прорабатывая каждое направление можно благополучно подготовиться к успешной сдаче итогового сочинения.

    1. Приказ Минобрнауки от 17 дек 2010 № 1897.

    План и структура итогового сочинения 2019-2020

    Разбираем детально план и структуру написания итогового сочинения в 11 классе по литературе. Следование этому плану поможет вам написать сочинение максимально правильно и получить все баллы за его проверку.

    АКТУАЛЬНО ДЛЯ 2020 ГОДА

    Общая структура итогового сочинения

    I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.

    II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200- 250 слов.

    Тeзис 1 (20-30 слов)

    • Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нeскoлькo)
    • Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)
    • Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли
    • Дoкaзaтeльствa, пpимepы
    • Микpoвывoд
    • Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

    III. Заключение (60-70 слов)

    А теперь рассмотрим подробный план и структуру итогового сочинения

    I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.

    Вступление состоит из 3 элементов:

    1. объяснение ключевых слов темы или цитаты;
    2. общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни
      человека;
    3. ответ-тезис на главный вопрос темы.

    Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.

    Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:

    1. тема-вопрос — задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что. », «почему можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно ли. » и т. д.,
    2. тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение,
    3. тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.
    Читайте так же:  Право на выбор работником зарплатного банка. последние новости

    II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.

    Основная часть = Тезис + Аргумент(ы)

    Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.

    Помни!

    • По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.
    • Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.
    • Оптимaльнoe кoличeствo литературных аргументов – 2.
    • Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!
    • Связка — это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.

    Аргумент нужно:

    • привести из литературных источников.
    • выделить в отдельный абзац.
    • в конце каждого аргумента написать микровывод.
    • к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.
    • если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!

    Аргумент состоит из 3 элементов:

    1. Обращение к литературному произведению — называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — произведение», чтобы избежать фактических ошибок).
    2. Его интерпретацию — здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.
    3. Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу. » и т. п.

    III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.

    4 способа закончить сочинение:

    1. Вывод. Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.
    2. Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» . Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите», «уважайте», «помните» . Ограничьтесь формами «нужно», «важно», «давайте» и т. д. .
    3. Заключение — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.
    4. Цитата, подходящая по смыслу и высказана уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения.

    Помни: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения.

    Что вас ждёт в документе ниже:

    • какое должно быть вступление,
    • из чего состоит основная часть сочинения,
    • как сформулировать тезисы и аргументы,
    • как правильно сделать связку между абзацами,
    • как правильно написать заключение в итоговом сочинении,
    • как добиться уникальности сочинения.

    Обращаем ваше внимание, что у ВУЗов (при поступлении) очень часто используются собственные критерии проверки, имейте это в виду (и они существенно отличаются от проверки школьного уровня).

    Представленная здесь структура сочинения актуальная для любого года и не зависит от темы и направления итогового сочинения. Поэтому вы можете смело использовать этот материал при подготовке в любом году.

    Структуру сочинения условно можно разделить на два вида:

    1. Композиционная.
    2. Логическая.

    Рассмотрим подробнее каждую из них.

    Композиционная структура

    1. Вступление
    2. Основная часть
    3. Заключение

    Логическая структура

    Зачин. Подготовка к восприятию основных мыслей работы

    Тезис 1
    Доказательства, примеры
    Микровывод
    Тезис 2
    Доказательства, примеры
    Микровывод
    Тезис 3
    Доказательства, примеры
    Микровывод
    (…)

    Вывод. Обобщение по всей теме

    Вступление в итоговом сочинении: виды

    Мы рассмотрим 5 основных видов вступлений, который вы можете использовать при написании итогового сочинения. Обращаем внимание, что варианты вступлений — универсальные и не зависят от направлений текущего года.

    Информация актуальна для 2019-2020 года!

    Вступления бывают:

    1. Историческое
    2. Биографическое
    3. Аналитическое
    4. Цитатное
    5. Личностное

    А теперь рассмотрим каждое из них на примерах.

    Биографическое вступление

    Вся жизнь великого русского мыслителя и писателя Л. Н. Толстого — это бесконечный поиск самого себя. Пройдя через соблазны большого света, через ужасы войны, став знаменитым на весь мир писателем, Лев Николаевич ни на минуту не останавливался в поиске своего предназначения. Не случайно для ответа на вопрос «Какую жизненную цель можно считать достойной?» мы обращаемся к роману-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир».

    Аналитическое вступление

    Согласно толковому словарю, верность — это неизменность и стойкость чувств по отношению к чему- либо или кому-либо, способность твѐрдо, непоколебимо выполнять свой долг, сдерживать обещания. Это противоположность коварству, предательству, измене, обману. Верность не ждѐт ничего взамен, о ней не договариваются заранее, она всегда с человеком в любых его начинаниях, будь то отношения с людьми или со своим внутренним миром, мыслями, суждениями, верой.

    Цитатное вступление

    «Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть». Мне кажется, эти слова Антона Павловича Чехова очень точно характеризуют равнодушных людей. Действительно, как иначе назвать состояние нравственной глухоты, безразличия, с которым всѐ чаще приходится сталкиваться в обществе?

    Личностное вступление

    Я не случайно выбрал эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения…

    Учимся писать итоговое сочинение: советы ученику

    Хорошая, осмысленная письменная работа невозможна без тщательной подготовки, в этом помогут рабочие тетради «Учимся писать сочинение» . Что они особой представляют, рассказывает соавтор УМК «Литература» , Елена Ерохина.

    • Тетради не предназначены для одиночной самостоятельной работы, они не «работают» без учителя, без обязательного обсуждения заданий. Например, в тетрадях для 10 и 11 классов есть задания, где нужно выбрать наиболее подходящий вариант вступления к сочинению или предложить свой вариант вступления. Идея задания не в том, чтобы сделать выбор, а в том, чтобы объяснить это выбор: почему один из вариантов наиболее уместен или почему не подходит ни один из них и нужно сформулировать свой.
    • При переходе к каждому последующему автору используются одна и та же стратегия, последовательность и приемы работы. Меняется содержание, учитель может использовать разные приемы, но общий подход к написанию сохраняется, именно таким образом мы сможем сформировать устойчивое умение. Стратегия, в отличие от алгоритма, позволяет осмысливать действия, делать допущения, что-то менять, но остается при этом одной и той же.
    • Задания следует использовать вариативно с учетом конкретных педагогических задач. Необязательно делать все задания от начала до конца.
    Читайте так же:  Обучение в начальной общеобразовательной школе

    Купить рабочие тетради«Учимся писать сочинение»



    10-11 классы

    Задача обучения в старших классах — не просто подготовиться к декабрьской письменной работе, а освоить такой важный предмет, как литература, научить школьников быть настоящими читателями, поэтому сначала работа ведется с литературными сочинениями. Кроме этого направления, в рабочих тетрадях есть и раздел, который опирается на изучаемые литературные произведения.

    Хотя эта рабочая тетрадь предназначена для работы с девятиклассниками, она будет очень полезна и для подготовки к декабрьскому испытанию.

    Первый, самый большой раздел посвящен тому, как писать сочинение-рассуждение. Во втором разделе представлены задания, направленные на обучение создавать особый вид текста-рассуждения — эссе. Эссе — это не любая работа малого объема, а текст, имеющий определенные жанровые признаки: оригинальный авторский взгляд на ту или иную проблему, субъективно-эмоциональное отношение автора к предмету речи, творческий подход к расположению композиционных частей.

    Третий раздел связан с обучением письму на литературную тему, так как в 9 классе мы пишем не только сочинение-рассуждение. Представленная система работы и заданий будет развиваться в 10 и 11 классах. С помощью тетрадей дети научатся понимать тему, видеть тип сочинения, демонстрировать знание художественного произведения, последовательно и логично строить рассуждения, доказывая с помощью текста правильность своего понимания.

    Задание 1. Составить вторую часть тезиса, начало которого приведено в задании. Например, «наивысшая ценность человека — это…»

    Задание 2. Использовать альтернативные вопросы. При таком подходе ученик понимает, что выражает свою позицию исходя из того, какую из альтернатив принимает. Например: «Сформулируйте тезис, который вы будете доказывать, отвечая на данный вопрос. Что важнее для человека: знание родного или иностранного языка?»

    Задание 3. Сформулировать тезис для сочинения-рассуждения, в котором есть все остальные части.

    Задание 1. Доказать тезис с использованием максимального числа разнообразных аргументов. Аргументы не обязательно брать только из литературы или повседневной жизни, это могут быть и научные факты, исторические факты, пословицы, поговорки, аксиомы и т. д.

    Задание 2. Превратить приведенные фразы в аргументы, ведь пример или факт – это еще не аргумент. Для этого предлагается использовать слова-помощники («поэтому», «вот почему», «неудивительно» и т.д.).

    Редактирование — это не только исправление орфографических ошибок, это умение, которое позволяет доводить текст до совершенства.

    Задание 1. Исправить в тексте ту или иную ошибку. Например, «прочитай работу ученика и устрани логические ошибки в написании сочинения-рассуждения».

    Задание 2. Прочитать сочинение и найти лишний аргумент.

    Аргумент в зачете

    Последние статьи раздела «Образование»

    Как за два месяца подготовиться к итоговому сочинению

    Текст: Наталья Лебедева/РГ
    Фото: studio-mix.info

    6 декабря одиннадцатиклассники напишут обязательное итоговое сочинение. От этой творческой работы зависит многое, а именно допуск к ЕГЭ. Поэтому к сочинению придется подготовиться, а не рассчитывать на то, что «зачет» получить легче, чем высокую оценку. В чем особенность итогового сочинения? Как правильно к нему готовиться? Почему можно и нужно использовать произведения не из школьной программы? Об этом «Году Литературы» рассказала учитель русского языка и литературы школы № 171 Анна Чайникова.

    Когда только вернули обязательное сочинение в школу, учителя схватились за голову — как за несколько месяцев научить детей писать сочинение, если раньше их никто этому не учил. За пару недель невозможно научить человека рассуждать, ясно излагать свои мысли, да еще и в письменном виде.

    Анна Чайникова: Нашей школе повезло, наверное. У нас никогда не прекращали учить писать сочинение. Подготовка начинается с младших классов, где дети пишут мини-сочинения, отвечают письменно на вопросы, учатся размышлять. Но вы правы, в некоторых школах уроки литературы проходят по-другому. Где-то вообще просто вслух читают тексты.

    А к сочинению готовятся по двум-трем произведениям вроде несчастной «Капитанской дочки», где есть ответы почти на все вопросы.

    Или ограничиваются «Войной и миром» и «Обломовым»…
    Анна Чайникова: С «Войной и миром» вообще отдельная история. Мне кажется, в массе своей дети не читают все четыре тома целиком. В лучшем случае отдельные главы, которые задают к уроку, а в худшем вообще брифли. Коллеги часто жалуются, что дети ничего не читают, приходят неподготовленными, а урок превращается в театр одного актера. Меня это несколько удивляет, потому что в нашей школе к каждому уроку литературы дети готовят задания по тексту: найти фрагмент, сделать закладки, выписать какие-то цитаты, прокомментировать высказывания литературоведов и критиков. Мы постоянно работаем с текстом.

    Я общаюсь с вузовскими преподавателями, которые по долгу службы читают абитуриентские сочинения. Так вот они рассказывают, что из сочинения в сочинение дети пишут об одних и тех же произведениях, используя одни и те же аргументы. Это ужасно скучно. Поэтому когда встречают работу, хоть немного выбивающуюся из общей массы неожиданным аргументом или позицией автора сочинения, отношение к ней совсем другое. Советую это взять на заметку тем, кто планирует поступать на гуманитарные факультеты.

    Как у вас в школе готовятся к итоговому сочинению?
    Анна Чайникова: Первый урок литературы в 11-м классе мы посвящаем разбору предложенных тематических направлений. Вместе с ребятами стараемся представить, какие могут быть темы, о чем можно писать и какие лучше подобрать произведения.

    Потом подробно разбираем каждое направление в отдельности: изучаем рекомендации ФИПИ, смотрим, какие темы были в прошлые годы и как они были сформулированы. Темы не ограничены конкретными авторами и произведениями, временем создания, это не обязательно должна быть русская литература. Дети могут раскрыть тему и на примере современной зарубежной литературы. Порой я слышу от учеников, что кому-то из их знакомых учителя запретили писать по их любимому Брэдбери или Кизу. Наверное, учителя стараются как-то направить детей, сориентировав их на русскую классику, но на самом деле

    никаких ограничений в выборе литературного материала нет, в этом легко убедиться, открыв критерии оценки итогового сочинения.

    Самое трудное в декабрьском сочинении то, что темы неизвестны заранее, даже если бы это был список из ста тем, дети чувствовали бы себя увереннее. Мы знаем только, что из пяти тем обычно одна это цитата. Другая формулируется в виде конкретного вопроса, на который нужно будет ответить в сочинении. Пытаемся придумать что-то похожее и тренируемся.

    Но согласитесь, что для детей, которые видят себя в будущем программистами и физиками-ядерщиками, литература непрофильный предмет. Им всего-то нужно получить «зачет» и начать готовиться к ЕГЭ по математике и физике. Нужно ли им так глубоко погружаться в материал?
    Анна Чайникова: Литература для всех профильный предмет, хотя бы потому, что сдавать ЕГЭ по русскому языку придется всем. А одна из его частей — сочинение, в котором нужно привести аргументы из литературы. Конечно, можно приводить примеры и из жизни. Но такие аргументы оцениваются меньшим количеством баллов. А если выпускники хотят получить 90 баллов и выше, то придется серьезнее отнестись к литературе.

    Читайте так же:  Неполное рабочее время

    Но я понимаю педагогов, которые от безысходности, когда ученик вообще не в состоянии ничего сам написать, подстраховываются и надиктовывают ему пять видов сочинений, которые он заучит и выдаст.

    Современному одиннадцатикласснику непросто, ему нужно написать минимум два обязательных сочинения (итоговое и на ЕГЭ по русскому языку), а то и больше, если он выберет еще и ЕГЭ по литературе. И насколько я знаю, требования и критерии оценки везде разные. Путаницы не возникает?
    Анна Чайникова: Да, сочинения все разные. Подготовку к сочинению в формате ЕГЭ мы начинаем в десятом классе. К началу одиннадцатого дети уже знакомы со структурой этой работы. Дело в том, что сочинение из ЕГЭ по русскому языку имеет очень жесткую структуру. Первый абзац должен быть посвящен проблеме, поднимаемой в тексте автором. Во втором дается к ней комментарий. Третий — авторская позиция. Четвертый — собственная позиция автора сочинения. Пятый и шестой — два аргумента, подтверждающие позицию автора сочинения. И последний абзац — заключение. Чтобы не было путаницы, до декабря мы концентрируемся на отработке тестовой части ЕГЭ. А уже после итогового сочинения тренируемся писать хорошие сочинения в формате ЕГЭ. Детям, которые умеют писать сочинение, довольно сложно втиснуться в эти рамки. Зато тем, кто не умеет, четкий план помогает. Они понимают, здесь вот так надо сказать, а здесь эти клише употребить.

    К декабрьскому сочинению мы начинаем готовиться, как только объявят тематические направления. Итоговое сочинение, как и сочинение на ЕГЭ по литературе, имеют классическую структуру: вступление, основная часть, заключение. Выпускники привыкли к жестким требованиям и схемам написания работ, в которые надо втиснуть свои мысли.

    И когда говоришь детям, что они свободны и могут писать без всех этих «проблем» и «позиций автора», смотрят на тебя с подозрением, спрашивают, в чем подвох.

    Единственное отличие этих трех видов сочинений в критериях оценки. В сочинении на ЕГЭ по литературе есть свои тонкости, например, обязательно должны использоваться литературоведческие термины, ученик должен владеть приемами анализа текста, уметь выявлять основания для сопоставления произведений, не допускать фактических ошибок.

    Учителя часто жалуются, что дети не умеют выражать свои мысли. На вопросы отвечают односложно…
    Анна Чайникова: Такая проблема действительно существует. Когда получаю односложный ответ, всегда прошу: поясни, приведи пример.

    Во время итогового сочинения, кстати, тоже предполагается, что ребенок выскажет свою позицию по вопросу, заявленному в теме, а потом подтвердит ее аргументами из художественного произведения. В работе должен быть слышен голос ребенка, его мнение, отношение к тому, о чем он пишет. Но многие дети вместо того, чтобы попробовать сформулировать свое мнение, сразу переходят к разбору литературных произведений. Но это же не литературоведческое сочинение!

    А когда ставят «зачет» за итоговое сочинение, количество орфографических ошибок учитывается?
    Анна Чайникова: Учитываются все ошибки: орфографические, пунктуационные, речевые, грамматические, фактические и даже этические. Вот вам пример. Один молодой человек, комментируя высказывание Чернышевского о любви, написал в сочинении: «Чернышевский был или полный дурак, или бесконечный романтик». За «дурака» сняли балл — этическая ошибка.

    Или если назвать «происшествием» самоубийство Катерины в «Грозе» Островского, это тоже будет считаться этической ошибкой.

    Дети не всегда видят такие ошибки. Поэтому я взяла за правило после каждого сочинения выписывать все подобные ошибки, анонимно, конечно, на отдельный листок и разбирать их вместе с детьми. Они смеются, стесняются, если узнают свою ошибку, некоторые хвастаются. Но метод действенный — дети начинают видеть ошибки и больше их не допускают.

    Как вы думаете, готовы наши школьники к тому, чтобы получать за итоговое сочинение не просто «зачет-незачет», а оценку?
    Анна Чайникова: Думаю, нет. В тех школах, откуда сочинение и «не уходило», особых проблем возникнуть не должно. Мы как учили писать сочинения, так и учим. И продолжим учить, даже если итоговое сочинение отменят. Мне бы не хотелось, чтобы эта работа проверялась сторонними экспертами и чтобы за нее выставлялась оценка. Хотя, на мой взгляд, критерии грамотности письменной речи можно и ужесточить. 5 ошибок на 100 слов — это смешно (учитываются орфографические, пунктуационные, грамматические), если вся работа составляет 300–400.

    Убеждена, что писать сочинения в школе надо, и не только в первую среду декабря, но постоянно. Дети должны уметь излагать мысли, владеть родным языком, красивой и грамотной письменной речью. Не уверена, что школьникам нужно сочинение, на которое три месяца натаскивают и про которое потом благополучно забывают. Вузовские преподаватели говорят, что несколько лет назад, когда сочинение только ввели, работы читать было гораздо интереснее. Тогда не было еще всех этих методических рекомендаций, пособий и натаскивания, дети писали, как могли, и сочинения были более живые.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    КСТАТИ
    Какие книги помогут подготовиться к сочинению?

    • Русская литература для всех. Классное чтение! От «Слова о полку Игореве» до Лермонтова. Игорь Сухих
    • Современная русская литература. Н. Л. Лейдерман и М. Н. Липовецкий
    • «Родная речь» Петра Вайля и Александра Гениса
    • «Русская литература XIX—XX веков. Пособие для поступающих в вузы» или просто «Шурики» Б. С. Бугрова и М. М. Голубкова

    Источники


    1. Михайловская, И. Б. Суды и судьи. Независимость и управляемость / И.Б. Михайловская. — М.: Проспект, 2014. — 124 c.

    2. Воронков, Ю. С. История и методология науки. Учебник / Ю.С. Воронков, А.Н. Медведь, Ж.В. Уманская. — М.: Юрайт, 2016. — 490 c.

    3. ред. Кашанина, Т.В.; Кашанин, А.В. Основы права. Хрестоматия; М.: Высшая школа, 2012. — 279 c.
    4. Оксамытный, В.В. Теория государства и права. Гриф МО РФ / В.В. Оксамытный. — М.: Камерон, 2004. — 246 c.
    5. Марченко, М.Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, Велби; Издание 2-е, 2003. — 637 c.
    Как подготовиться к написанию итогового сочинения
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here