Как изменится кадастровая стоимость земли

Самое полезное в статье: "Как изменится кадастровая стоимость земли" с полноценной оценкой информации и выводами. На все вопросы может ответить дежурный юрист.

Как изменить кадастровую стоимость земельного участка?

Одной из актуальных проблем современности является оспаривание кадастровой стоимости недвижимости. Обусловлено это тем, что оценка производится раз в 5 лет. За это время рыночная стоимость может значительно уменьшиться по сравнению с кадастровой. Это, в свою очередь, увеличивает размер налоговых платежей.

Уважаемый читатель! Статья описывает наиболее частые юридические проблемы и способы их решения. Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь за бесплатной помощью к консультанту:

Москва, Московская область: +7 (499) 288-72-46

СПб, Ленинградская область: +7 (812) 317-60-18

Регионы, Федеральный номер: +8 (800) 500-27-29 доб. 859

КРУГЛОСУТОЧНО, БЕСПЛАТНО, БЫСТРО

Почему кадастровая стоимость оказывается завышенной?

Кадастровая стоимость – это оценка, даваемая на основе определенных критериев, государственной комиссией. Согласно земельному законодательству кадастровая стоимость должна быть приближена к рыночной.

На практике дело обстоит иначе. Обусловлено это следующими причинами:

  • Проведение кадастровой оценки недвижимости 1 раз в 5 лет. За это время цена земельного участка может значительно уменьшиться. Например, в результате стихийного бедствия.
  • Массовая оценка. Оценочные мероприятия охватывают большое количество объектов недвижимости. При проведении процедуры применяются усредненные данные. Поэтому цена ЗУ может оказаться выше или ниже рыночной.
  • Намеренное завышение цены недвижимости с целью пополнения бюджета государства.
  • Внесение неверных данных. Например, перепутали год постройки здания.
  • Компьютерный сбой или ошибки.

Данный факт влияет на размер налоговых платежей. За цену, не соответствующую рыночной стоимости, реализовать объект будет затруднительно или вовсе невозможно.

Такие проблемы вызывают негодование среди населения. Для решения предусмотрена процедура оспаривания кадастровой стоимости в административном и судебном порядке.

Можно ли оспорить кадастровую стоимость земельного участка?

Оспорить кадастровую стоимость земельного участка можно:

  • в комиссии споров об определении кадастровой стоимости недвижимости;
  • в суде.

Оспаривание регулируется ст. 24.1 ФЗ от 29 июля 1998 года «Об оценочной деятельности в РФ».

Основания для изменения кадастровой стоимости земли

Изменить кадастровую стоимость земельного участка можно по следующим основаниям:

  • Изменение площади земельного надела. Например, приращение соседнего участка. Расчет кадастровой стоимости осуществляется из расчета площади нового участка, умноженной на показатель, установленный для определенной категории земель;
  • Изменение целевого назначения земли. Подсчет осуществляется по новому удельному показателю;
  • Смена вида разрешенного использования. Перерасчет осуществляется после внесения изменений в кадастр и реестр недвижимости;
  • Уменьшение стоимости в результате стихийного бедствия;
  • Намеренное завышение цены с целью увеличения налогового сбора.

Как изменить кадастровую стоимость земельного участка?

Изменение кадастровой стоимости земельного участка осуществляется в определенном порядке.

Куда обращаться?

Претензия подается в Росреестр в течение 6 месяцев после опубликования результатов.

Заявление и необходимая документация предоставляются:

  • лично при обращении в государственный регистрирующий орган;
  • через представителя — для этого оформляется доверенность в нотариальной конторе;
  • через почтовое отделение связи — отправление осуществляется заказным письмом с описью вложений.

Важно: переоценка осуществляется в большую или меньшую сторону только в пределах 30%. При отстаивании иной позиции дело рассматривается судом. В таких сложных делах поможет юрист по земельным вопросам.

Ответ предоставляется в письменном виде. В случае положительного решения новая стоимость вносится в кадастр. При отрицательном — указываются причины отказа. Неудовлетворительный ответ предоставляется, если:

  • Имеются технические ошибки. После их устранения документация принимается на новое рассмотрение;
  • Перерасчет невозможен в силу закона.

Образец заявления можно найти на сайте Росреестра или получить при личном обращении. В нем указываются:

  • ФИО и иные личные данные собственника ЗУ;
  • контактные данные заявителя;
  • сведения о юридическом лице, если оно является правообладателем;

В основной части документа указывается причина, по которой требуется пересмотр стоимости земельного надела.

Вместе с заявлением подаются:

  • паспорт заявителя;
  • доверенность, если интересы правообладателя представляет третье лицо;
  • кадастровая документация;
  • документ, на основании которого был приобретен ЗУ;
  • выписка о праве собственности на участок;
  • документ об оценке недвижимости независимого эксперта;
  • квитанция, подтверждающая оплату государственной пошлины.

Документация при личном обращении сдается под расписку ответственному сотруднику. Заявитель уведомляется о дате принятия решения.

Согласно налоговому законодательству размер государственной пошлины равен 350 рублям. Юридическое лицо в такой ситуации должно заплатить 1000 рублей. Переоформление кадастрового паспорта в связи с пересмотром кадастровой стоимости земельного участка обойдется в 200 рублей.

Проведение экспертизы в разных регионах может стоить от 3 тыс. рублей и выше. Высокая стоимость обусловлена проведением дорогостоящих анализов почвы.

Решение принимается в месячный срок.

В это время засчитывается:

  • принятие заявления к рассмотрению;
  • изучение представленных документов и вынесение решения.

Отказ обжалуется в суд в десятидневный срок. В это время заявитель получает новый кадастровый паспорт и выписку с актуальной информацией.

Как оспорить кадастровую стоимость земельного участка через суд?

Правообладатель в случае несогласия с оценкой комиссии вправе обратиться в суд. Дела такого типа рассматривает суд общей юрисдикции субъекта Федерации.

В исковом заявлении указываются следующие данные:

  • ФИО, адрес регистрации и фактического проживания, дата, место рождения и контактная информация заявителя;
  • Данные ответчика. В качестве отвечающей стороны выступает Росреестр РФ во главе с главным должностным лицом. Указывается наименование органа, адрес, реквизиты и ФИО начальника;
  • Название иска «Исковое заявление об оспаривании кадастровой стоимости недвижимости»;
  • Изложение сути дела;
  • Указание на законодательные акты, положения которых нарушены;
  • Просительная часть «Прошу признать…», «Прошу обязать…»;
  • Приложения документов;
  • Дата;
  • Подпись с расшифровкой.

К заявлению прикладываются:

  • паспорт заявителя;
  • нотариальная доверенность, если интересы стороны представляет третье лицо;
  • решение кадастровой комиссии, если заявитель изначально применял досудебный порядок урегулирования спора;
  • выписка о праве собственности на ЗУ;
  • кадастровая документация на участок;
  • доказательства, подтверждающие правоту истца (экспертиза, независимая оценка, чеки об оплате налога по спорной стоимости недвижимости и т.д.);
  • чек об оплате пошлины.
Читайте так же:  Дачная амнистия на земельные участки и объекты недвижимости

Документация подается по количеству участников процесса и один экземпляр для суда. Истец может самостоятельно направить пакет документов ответчику. В противном случае это сделает суд.

Подать документы можно:

  • Лично, явившись в приемные часы канцелярии суда;
  • Через представителя. В таком случае требуется действительная нотариальная доверенность;
  • Посредством почтовой связи. Бумаги направляются заказным письмом с уведомлением и описью вложений.

Если заявление было подано правильно, то суд принимает его к своему рассмотрению. В случае нехватки бумаг иск остается без движения до устранения недостатков. Дело рассматривается в течение 2 месяцев.

Решение вступает в законную силу по истечении 30 дней с момента вынесения мотивированной части. Несогласная сторона вправе обжаловать судебный акт в вышестоящей инстанции в период, предоставленный для обжалования.

Если суд удовлетворит заявленные требования, то новая кадастровая стоимость вносится в реестр с 1 января года, в котором было судебное разбирательство. Получить излишне уплаченный средства можно только за этот период. За предыдущие годы возврат не осуществляется.

Уважаемый читатель! Статья описывает наиболее частые юридические проблемы и способы их решения. Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь за бесплатной помощью к консультанту:

Москва, Московская область: +7 (499) 288-72-46

СПб, Ленинградская область: +7 (812) 317-60-18

Регионы, Федеральный номер: +8 (800) 500-27-29 доб. 859

КРУГЛОСУТОЧНО, БЕСПЛАТНО, БЫСТРО

При изменении вида разрешенного использования участка в течение налогового периода база по земельному налогу исчисляется с учетом кадастровой стоимости, соответствующей новому виду разрешенного использования

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 06.11.2012 N 7701/12 (далее — Постановление) указал, каким образом следует определять базу по земельному налогу при изменении вида разрешенного использования участка в течение налогового периода. Он разъяснил, что в таком случае база по земельному налогу за текущий налоговый период исчисляется исходя из кадастровой стоимости, соответствующей новому виду использования. Земельный налог должен рассчитываться исходя из утвержденных на начало года в субъекте РФ средних удельных показателей кадастровой стоимости земель по видам разрешенного использования.

В середине налогового периода был изменен вид разрешенного использования принадлежащих обществу на праве собственности земельных участков, в связи с чем уменьшилась их кадастровая стоимость. При уплате земельного налога общество исчислило его с учетом кадастровой стоимости участка, соответствующей новому виду разрешенного использования. Инспекция провела камеральную проверку налоговой декларации общества, по результатам которой приняла решение о доначислении суммы земельного налога, а также начислении пеней и штрафа. По мнению инспекции, общество неправомерно применило с середины налогового периода меньшую кадастровую стоимость для исчисления налога. Управление ФНС России поддержало решение инспекции.

Не согласившись с решением налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд с требованием признать его недействительным. Суд первой инстанции требование удовлетворил. Он исходил из того, что отсутствие в Налоговом кодексе РФ установленного порядка определения базы по земельному налогу при изменении вида разрешенного использования земельных участков не означает, что налогоплательщик не вправе исчислять налог с учетом кадастровой стоимости, рассчитанной за соответствующий период исходя из измененного вида использования участка.

Суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменил, исходя из следующего. На основании п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Соответственно, по мнению суда апелляционной инстанции, сумма земельного налога должна определяться без учета изменений кадастровой стоимости в течение налогового периода. Суд кассационной инстанции поддержал позицию суда апелляционной инстанции.

Не согласившись с выводами судов апелляционной и кассационной инстанций, общество обратилось в ВАС РФ с заявлением о пересмотре дела в порядке надзора.

Отметим, что коллегия судей ВАС РФ в определении о передаче рассматриваемого дела в Президиум ВАС РФ указала, что налогообложение земельных участков на основании кадастровой стоимости, которая была изменена в установленном порядке на момент исчисления налога, не имеет экономического основания. Такое налогообложение, по мнению коллегии, противоречит основным началам налогового законодательства.

Позиция Президиума ВАС РФ

Президиум ВАС РФ заявление удовлетворил, постановления судов апелляционной и кассационной инстанций отменил, указав следующее.

Кадастровая стоимость участка исчисляется путем умножения его площади на утвержденный в субъекте РФ средний удельный показатель кадастровой стоимости в кадастровом квартале применительно к соответствующему виду разрешенного использования. Нормативным правовым актом субъекта РФ установлены конкретные средние удельные показатели кадастровой стоимости, исчисленные в рублях за 1 кв. м, по 15 видам разрешенного использования. Определяя кадастровую стоимость земельных участков после изменения вида разрешенного использования, общество применяло соответствующий данному измененному виду использования средний удельный показатель кадастровой стоимости. Следовательно, согласно позиции Президиума ВАС РФ оно своими действиями не нарушало п. 1 ст. 391 НК РФ.

В Постановлении указано, что отсутствие нормативно закрепленного порядка определения базы по земельному налогу при изменении вида разрешенного использования земельных участков не означает, что налогоплательщик не вправе исчислять налог с учетом кадастровой стоимости, соответствующей измененному виду разрешенного использования.

В Постановлении содержится оговорка о том, что в связи с определением правовой позиции по рассмотренному вопросу вступившие в законную силу судебные акты по делам со схожими фактическими обстоятельствами могут быть пересмотрены, если для этого нет других препятствий.

Судебная практика по данному вопросу

В сложившейся в настоящий момент судебной практике широкое отражение нашла другая позиция, которую неоднократно высказывал ранее Минфин России [1]. В соответствии с ней влияющее на величину кадастровой стоимости изменение вида разрешенного использования земельного участка, произошедшее в течение налогового периода, не учитывается при определении налоговой базы в текущем налоговом периоде. Подобной позиции придерживается и ФНС России [2]. Также данная точка зрения поддержана, в частности, в Постановлении ФАС Московского округа от 06.03.2009 N А41-К2-21017/07.

[1] Письма Минфина России от 05.09.2006 N 03-06-02-02/120 (направлено нижестоящим налоговым органам и налогоплательщикам Письмом ФНС России от 22.09.2006 N ГВ-6-21/[email protected]), от 16.08.2007 N 03-05-07-02/81, от 18.12.2008 N 03-05-05-02/91, от 29.01.2009 N 03-05-06-02/05, от 18.08.2010 N 03-05-05-02/66.

Кадастровая стоимость и ее изменение в 2019 году

В разных регионах РФ владельцы земельных участков и строений отметили изменение кадастровой стоимости недвижимости в 2019 году, в связи с чем были пересмотрены и суммы имущественных налогов. В каждом из субъектов причина изменения КС отличается: в одних регионах оценка проводилась впервые, в других результаты пересматривались. Кроме того, собственники могли посредством обжалования изменить этот параметр. Поскольку понятие КС продолжает оставаться загадкой для владельцев недвижимости, стоит уделить этой теме особое внимание.

Читайте так же:  В чем разница между авансом и задатком при покупке квартиры

Почему кадастровая стоимость пересматривается

Кадастровая стоимость, согласно ст. 3 ФЗ № 237 от 03.07.2016 , – это цена, определенная в процессе государственной кадастровой оценки (ГКО) недвижимости. Она устанавливается в целях налогообложения и применяется как база для некоторых видов имущественных налогов.

Считается, что КС максимально приближена к рыночной, но это не так. В связи с тем, что кадастровая оценка проводится методами массового оценивания, ее результаты часто не соответствуют действительности и во многих случаях существенно завышены.

Порядок изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости определен ФЗ № 237 и гл. III ФЗ № 135 от 29.07.1998 . В соответствии с этими документами, КС может меняться только по результатам очередной или внеочередной переоценки, а также в случае оспаривания ее размера.

ГКО не должна проводиться чаще одного раза в 3 года (2 года для Санкт-Петербурга, Москвы и Севастополя).

Решение о проведении ГКО принимают исключительно органы исполнительной власти субъекта РФ. Согласно ст. 19 ФЗ № 237, внеочередная оценка может проводиться при следующих условиях:

  • индекс недвижимости в регионе падает на 30%;
  • в отношении 30% объектов недвижимости в качестве КС установлена рыночная стоимость.

Стремясь повысить приток имущественных налогов, во многих регионах РФ власти инициировали увеличение кадастровой стоимости недвижимости в 2016-2017 году. По результатам массовых пересмотров величина КС многих объектов недвижимости значительно возросла, что вызвало недовольство граждан и привело к множеству судебных исков об оспаривании КС.

Согласно данным Росреестра , только в 2016 году состоялось более 13,5 тыс. судебных разбирательств, а суммарное падение КС превысило 45%. Это заставило руководство страны принять меры. В соответствии со ст. 19 ФЗ № 360 от 03.07.2016 , на время действия переходного периода в 2017-2020 годы введен так называемый мораторий на кадастровую оценку.

Следовательно, в указанное время действующей должна считаться только та КС, которая была установлена:

  • в ЕГРН на 01.01.2014;
  • в ЕГРН после 01.01.2014, при условии, что ГКО проводилась в данном регионе впервые;
  • в результате переоценки, причем ее значение оказалось ниже того, что было определено на 01.01.2014.

Таким образом, если по результатам ГКО стоимость растет, ее нельзя вносить в ЕГРН как действительную. Изменение КС по результатам ГКО допустимо только в меньшую сторону. Она также может измениться, если собственник или иное заинтересованное лицо оспорило КС.

Изменение КС в том числе в большую сторону допускается, если:

    был изменен вид разрешенного использования земли;

Если собственник не знает, почему увеличилась кадастровая стоимость квартиры, стоит обратиться в регистрационные органы.

Видео (кликните для воспроизведения).

На что повлияет увеличение КС

В соответствии со ст. 18 ФЗ № 237, КС применяется исключительно в целях, установленных законодательством, в частности, для налогообложения. КС служит основанием для расчета налогов на те или иные объекты.

Учитывая это, повышение кадастровой стоимости недвижимости приведет к увеличению суммы:

  • налога на недвижимость (имущество физлиц) и на землю;
  • подоходного налога при продаже квартиры или иной недвижимости;
  • госпошлины за осуществление нотариальных действий, например, при оформлении дарственной или вступлении в наследство и так далее.

Повышение земельного налога в 2019 году

В соответствии с гл. 31 НК , земельный налог – это один из видов имущественного сбора, база по которому определяется с учетом КС. Соответственно, если в результате смены разрешенного использования или категории земель выросла кадастровая стоимость, повысится и сумма налога.

Изменения, произошедшие в текущем налоговом периоде, применяются только со следующего периода.

Обращаем внимание, что, согласно ст. 394 НК, земельный налог не может превышать:

  • 0,3% для земель сельхозназначения, жилфонда, личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества;
  • 1,5% для остальных земель.

Конкретные ставки устанавливаются нормативными актами муниципальных образований, поэтому в каждом населенном пункте они могут отличаться. Чтобы повысить поток налоговых средств, местные власти прибегают к повышению ставок. Узнать актуальные цифры для конкретного муниципального образования можно на сайте ФНС .

Расчет несложно произвести с помощью налогового калькулятора .

Изменение налога на коммерческую недвижимость

Недвижимое имущество юрлиц облагается налогом на имущество организаций в соответствии с гл. 30 НК. Налог является региональным, следовательно, ставки определяются нормативными актами субъектов, но не могут превышать 2,2%.

Согласно ст. 378.2 НК, в отношении отдельных видов недвижимости налоговой базой также считается КС. В частности, это касается:

  • административно-деловых и торговых центров и помещений в них;
  • нежилых помещений под офисы, торговые объекты, заведения общепита и бытового обслуживания;
  • жилых домов и помещений, не размещенных на балансе в качестве основных средств.

Если их КС изменится, будет пересмотрена и сумма налога.

Кто определяет кадастровую стоимость

Хотя решение о проведении ГКО принимают региональные власти, они сами не занимаются оценкой. В соответствии со ст. 6 ФЗ № 237, оценочные мероприятия поручаются специально созданным бюджетным организациям, специализирующимся на ГКО.

Однако в большинстве регионов таких организаций пока нет. Более того, согласно п. 2 ст. 24 ФЗ № 237, до 2020 года действует переходной период, в течение которого ГКО может проводиться в соответствии с ФЗ № 135.

Как следует из ст. 24.14 ФЗ № 135, для проведения ГКО могут на конкурсной основе привлекаться частные оценщики и экспертные оценочные организации.

Таким образом, до 2020 года кадастровую оценку будут при необходимости проводить частные оценщики, а затем эти функции перейдут к специально созданным бюджетным структурам.

Основания для пересмотра КС

В связи с тем, что кадастровая оценка проводится методами массового оценивания, специалисты лишь частично учитывают индивидуальные особенности каждого объекта. Это сильно снижает объективность результатов ГКО и нередко значительно завышает итоговую КС.

Читайте так же:  Исковое заявление о расторжении брака

Как следствие, существенно повышается и сумма подлежащего уплате имущественного налога. Поскольку это затрагивает права и интересы собственников, согласно ст. 22 ФЗ № 237, результаты ГКО можно оспорить.

В соответствии со ст. 248 КАС , пересмотр кадастровой стоимости дома или иного объекта недвижимости возможен по двум основаниям:

  1. Недостоверность данных, использованных при проведении ГКО: указание неправильной площади или вида разрешенного использования.
  2. Определение объективной рыночной стоимости по результатам независимой оценки другого специалиста.

У заинтересованного лица есть два пути оспаривания: через специальную комиссию при Росреестре или сразу в суде.

Процедура уменьшения КС разных объектов недвижимости

Если КС завышена, ее уменьшение возможно в порядке обжалования. Независимо от типа объекта и правомочий заинтересованного лица процедура оспаривания всегда одинакова. Она состоит из следующих этапов:

  1. Определение КС. Этот параметр, если он определен по результатам ГКО, содержится в ЕГРН. Узнать КС можно, например, используя:
  • Фонд данных государственной оценки ;
  • Публичную кадастровую карт у;
  • справочный онлайн-сервис Росреестра ;
  • « Электронный запрос сведений из ЕГРН .
  1. Проведение экспертизы. Граждане не могут сами определить, завышена ли КС и не вкрались ли при ее определении ошибки. Для этого нужно обратиться к частным оценщикам, которые проведут собственную экспертизу или определят рыночную стоимость. Если она выше КС минимум на 10%, есть смысл оспорить результаты ГКО.
  2. Подача претензии в комиссию при Росреестре. Это внесудебный порядок оспаривания, поэтому заявление с пакетом документов подается в свободной форме. Заседание комиссии проводится в течение месяца с момента приема заявки. Если заявление отклоняется, можно оспорить это решение в суде.
  3. Подача заявления в суд. Для этого не обязательно получать решение комиссии, так как снизить кадастровую стоимость здания можно и без обращения в Росреестр. Заявителю рекомендуется участвовать в заседании. Для получения благоприятного ответа желательно заручиться отчетом авторитетного оценщика – если разница между РС и КС превысит 15%, может быть назначена независимая судебная экспертиза.
  4. Внесение измененных сведений в ЕГРН. Если суд удовлетворит иск, он обяжет Росреестр внести в ЕГРН новые данные о КС.

В зависимости от вида недвижимости могут возникать разные причины завышения КС. Рассмотрим их подробнее.

КС квартир

Особенность рассматриваемого типа стоимости состоит в том, что она рассчитывается на основании единого удельного показателя КС для всех объектов в рамках одного кадастрового квартала, после чего перемножается на площадь каждой квартиры. При этом не учитываются индивидуальные качества конкретного жилья, например:

  • наличие или отсутствие ремонта;
  • аварийное состояние;
  • этаж;
  • состояние инженерных коммуникаций и так далее.

Все эти факторы могут значительно уменьшить цену объекта, вплоть до того, что стоимость одинаковых квартир в одном доме будет отличаться в несколько раз. А с точки зрения ГКО их цена будет одинакова.

КС жилых домов

Аналогичные претензии могут возникнуть и в случае завышения КС частного дома, ведь при ГКО не учитывается:

  • год постройки и материал стен;
  • наличие городской инфраструктуры;
  • наличие/отсутствие утепления;
  • степень износа инженерного оборудования;
  • этажность;
  • наличие обременений;
  • обустройство прилегающей территории;
  • состояние жилья, ремонт и так далее.

КС нежилых помещений

Вопрос, как уменьшить кадастровую стоимость нежилого помещения, чаще всего интересует юрлиц, частных предпринимателей и арендодателей. Обратите внимание, что ГКО обычно не учитывает:

  • конструктивные особенности помещения;
  • класс здания;
  • целевое назначение помещения и его использование;
  • состояние ремонта и так далее.

КС земельных участков

Аналогичные проблемы возникают и при ГКО земельных участков. Оценщики не принимают во внимание:

  • развитость дорожной инфраструктуры вокруг участка;
  • наличие на нем объектов строительства и степень их завершенности;
  • состояние земель и их загрязненность;
  • влияние антропогенных факторов;
  • наличие вблизи вредного производства;
  • наличие/отсутствие инженерных коммуникаций и прочие ценообразующие факторы.

Заключение

Кадастровая стоимость – это цена объекта недвижимости, определенная по заказу региональных властей в целях налогообложения. На ее основе рассчитывается размер имущественных налогов для граждан и юрлиц.

КС может определяться не чаще, чем раз в три года, но до 2020 года действует мораторий на ее повышение в сравнении с результатами ГКО, внесенными до 2014 года.

Поскольку ГКО проводится методами массового оценивания, КС часто завышается, что обязывает граждан платить слишком большие налоги. Однако собственник вправе оспорить КС в специальной комиссии при Росреестре либо в суде.

Магистр юридических наук по направлению «Гражданское и семейное право». В 2005 году окончил СПбГУ, в 2012 году – экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности “Финансовая аналитика”. После получения второго высшего образования основал независимую оценочную компанию. Занимаюсь оценкой недвижимости, земли и другого имущества.

Как изменится кадастровая стоимость земли в 2019 году?

Новые правила определения стоимости по кадастру на земельный участок. Что ждать собственникам? Постепенно в субъектах начинает проводиться переход на новый метод определения цены по кадастру на объекты имущества недвижимого характера. На вопрос, как изменится кадастровая стоимость земли в 2019 году, можно сказать, что появился кардинально новый подход. На основании ФЗ № 334 от 03 августа 2018 года зафиксировано три ведущих изменения, касающиеся цены по кадастру.

Нововведения в сфере кадастра

Основное изменение, с которым столкнулись собственники объектов недвижимости в 2019 году коснулось периода исчисления налогов и его применения к размеру стоимости. Теперь она рассчитывается из данных, вписанных в единый реестр по состоянию на 1 января 2019 года.

Теперь, если гражданин подает обращение в судебные инстанции об оспаривании размера стоимости, а решение приняли уже после января 2019 года, то налог будет исчисляться с даты применения стоимости по кадастру, которые были предметом спора.

В налоговом законодательстве указано, что перерасчет размера выплат может быть осуществлен только за предыдущие три года.

Особенности переоценки массового характера

В 2017 году на основании положений Федерального кодекса № 135 «Об оценочной деятельности» устанавливались все размеры стоимости по кадастру. Они важны не только государству, которое проводит расчет налоговой базы, но владельцам земли. Все результаты определения показателей вводятся в единую базу Росереестра.

Собственнику земельных участков необходимо знать кадастровую стоимость, так ка она влияет на множество действий:
  1. Уменьшения размера налога на землю.
  2. Установление более выгодной цены во время проведения сделки.
  3. Уменьшение платы за пользование арендой.

ВНИМАНИЕ . В 2014 году в России была проведена массовая переоценка. Это привело к тому, что владельцы столкнулись с большим повышением. При этом чаще всего стоимость кадастра получалась выше, чем предложения на рынке. Из-за этого многие владельцы земель пошли с исковыми заявлениями для оспаривания.

[1]

Изменения в законе, внесенные в 2019 году, предполагают при расчете налога брать за основу кадастровую стоимость, определенную до 2014 года.

Читайте так же:  Что делать, если работодатель отказывается увольнять наемного работника по собственному желанию в ср

Взаимосвязь размера по кадастру и налога

С 2015 года многие субъекты рассчитывали земельный налог по результатам оценки по кадастру. В планах Правительства ввести эту систему с начала 2020 году во всех регионах без исключения.

ВНИМАНИЕ . С начала 2019 года налог на участки коснулось значительное увеличение. Он был поднят на 20% по сравнению с 2018 годом. В 2020 году это увеличение достигнет уже 60%. Одновременно запланировано проведение переоценки. В соответствии с новыми поправками в законодательстве будет изменена формула расчета налогов, и уменьшены параметры льгот и вычетов.

Очередная кадастровая переоценка проводится органами субъекта. Процедура должна проводиться каждые пять лет.

В Москве, столице Крыма и Санкт-Петербурге действует исключение. Здесь можно проводить переоценку каждые два года.

Наши юристы знают ответ на Ваш вопрос

Особенности изменения

С 2019 года кадастровую оценку будут проводить только бюджетные организации, относящиеся к категории независимых. Сама процедура будет проходить под надзором Росреестра.

Если возникла необходимость обращения за переоценкой, владелец участка может привлекать независимых специалистов. Результаты их актов рассматриваются судом. Кроме этого, в каждом субъекте должна быть создана комиссия, занимающаяся определением кадастровой стоимости. У владельцев земельных участков есть право обратиться как в суд, так и в комиссию.

ВАЖНО . Форма оспаривания размера стоимости через судебные инстанции относится к самым сложным, тем не менее она самая эффективная. Право на выдвижении инициативы по проведению переоценки дается не только самим собственникам, а также арендаторам.

[3]

Такое становится возможным в том случае, если арендная плата за пользование землей зависит от стоимости по кадастру. Но для проведения проверки правильности установления стоимости по кадастру по заявлению арендатора, потребуется предоставить дополнительно письменное согласие самого собственника.

ВАЖНО . Органы муниципалитета не могут подать обращение о перерасчете кадастровой стоимости в судебном порядке, не пройдя комиссию. В 2019 году действует мораторий на проведение переоценки самими владельцами и представителями администраций.

Процедура может быть инициирована только в трех случаях:
  1. Если последний раз стоимость по кадастру определялась в 2013 году, и наступило предельное время.
  2. При смене вида назначения или характеристик участка.
  3. Несогласие с прежними оценочными итогами.
Переоценка вне утвержденного законом срока может быть проведена по инициативе органов власти в следующих случаях:
  1. При необходимости проведения межевания.
  2. Если требуется ввести в эксплуатацию возведенный объект.
  3. Для проведения инфраструктуры.
  4. При изменении ситуации с ценами на рынке недвижимости.
  5. При переводе с ИЖС в сельхоз назначение, или, наоборот, при переводе в ИЖС.

Для Севастополя, Москвы и Санкт-Петербурга предусмотрена возможность подачи заявления на пересмотр суммы по кадастру только в одном случае, если есть подозрения, что гражданин намеренно через комиссию сделал ее существенно меньше. При этом земля не должна принадлежать муниципалитету.

Конституционный Суд утвердил факты, по которым представительство от местных администраций может обращаться в судебные инстанции с целью проведения процедуры оспаривания стоимости, установленной комиссией.

Если в 2019 году собственник столкнется с нижеперечисленными ситуациями, ему предстоит изменение в стоимости по кадастру на участки:
  1. Если появилась необходимость во внеплановой поездке со стороны Администрации.
  2. Объединение наделов, ввод в эксплуатацию строений.

В 2019 году остается такой же порядок досудебного урегулирования проблем с земельными вопросами. У граждан остается право обращаться в комиссию по кадастровой стоимости. Такой способ снижается финансовую нагрузку, так как отсутствует необходимость оплачивать судебные издержки.

Как пересчитать земельный налог при изменении кадастровой стоимости земель?

Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка — базы для определения размера платежа — один из популярных законных способов снижения земельного налога. Также нередко земли переводят из одной категории в другую. И в том, и в другом случае меняется их кадастровая стоимость. Соответственно, претерпевает изменения и база для исчисления земельного налога. О нюансах расчета и перечисления этого платежа рассказывают эксперты ГК «ГНК».

Кадастровая стоимость земельного участка — стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах кадастровой стоимости в суде или комиссии, специально созданной для разбирательства подобных споров (ст. 3 ФЗ от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности Российской Федерации»).

По общему правилу, для расчета земельного налога юридические лица используют кадастровую стоимость земельных участков, определенную на начало налогового периода, то есть на 1 января соответствующего года (п.1 ст.391, п. 1 ст. 393 НК РФ). Для вновь созданных земельных участков используют кадастровую стоимость на дату постановки этого земельного участка на государственный кадастровый учет.

Исключения в отношении исчисления даты:

исправление технической ошибки кадастра (налог пересчитывается за все периоды, начиная с того, в котором возникла ошибка);

пересмотр кадастровой стоимости судом или комиссией Росреестра;

изменение кадастровой стоимости (нормативными правовыми актами местных властей, например).

Если с технической ошибкой все сравнительно ясно, то относительно расчета налога после изменения категории земель возникают вопросы: если, например, в текущем году земельный участок изменил категорию использования, в результате чего его кадастровая стоимость увеличилась или уменьшилась, с какого момента изменилась налоговая база? А если кадастровая стоимость изменилась по решению суда или комиссии?

Исчисление земельного налога при изменении стоимости земель при изменении категории использования

Еще несколько лет назад в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 13 марта 2013 г. N 03-05-04-02/7507 ведомство, ссылаясь на позицию Президиума ВАС (Постановление от 06.11.2012 N 7701/12), дало разъяснения относительно исчисления налога на земельные участки, у которых была изменена категория или вид разрешенного использования: “. полагаем, что исчисление земельного налога в отношении земельного участка, у которого в течение налогового периода изменилась кадастровая стоимость в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, целесообразно осуществлять с применением коэффициента, аналогичного коэффициенту, установленному в пункте 7 статьи 396 НК РФ» (коэффициент в данном случае — отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде).

Читайте так же:  Особенности покупки квартиры у двух собственников

Однако, в настоящее время позиция налоговых и судебных органов звучит так:

“В соответствии со ст. 391 НК РФ изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если это не связано с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.

Таким образом, изменения кадастровой стоимости земельных участков, произошедшие в текущем налоговом периоде в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, могут учитываться только со следующего налогового периода по земельному налогу (Определение Конституционного Суда РФ от 09.02.2017 N 212-О и основанное на позиции Конституционного суда Письмо ФНС РФ от 19.04.2017 № БС-4-21/[email protected]).

Пример: 18 августа 2015 г. подмосковное ООО “Зарядье” изменило категорию принадлежащего ему земельного участка размером 20 га с “земель сельскохозяйственного назначения” на “земли населенных пунктов” с разрешенным использованием “под комплексное жилищное строительство”. Ставка налога не изменилась, оставшись на уровне 0,3%, однако кадастровая стоимость участка, согласно ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности 1 , повысилась и была установлена в 3 млрд рублей вместо 560 тысяч рублей. Налог за 2015 год должен быть исчислен исходя из старой стоимости (полностью), а начиная с 2016 года — исходя из новой.

Исчисление земельного налога при изменении кадастровой стоимости в случае ее оспаривания

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда земельный налог также можно пересчитать, — но уже на дату подачи заявления об оспаривании: согласно ст. 24.20 ФЗ-135 «Об оценочной деятельности в РФ» (новация введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ), сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости (но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания).

Аналогичные данные содержатся и в п.1 ст. 391 НК РФ — “сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания”.

[2]

Таким образом, даже если заявление об оспаривании кадастровой стоимости подавалось налогоплательщиком в декабре 2016 года, и было удовлетворено в январе 2017 г, то земельный налог будет пересчитан, начиная уже с 1 января 2016 г.

Пример: то же ООО “Зарядье” имеет в собственности земельный участок в 20 га в Подмосковье, категория — земли поселений, разрешенное использование — под многоэтажную жилую застройку. Кадастровая стоимость участка составляет 3 млрд рублей.

12 декабря 2016 г. ООО подает заявление в Росреестр об установлении в отношении земельного участка его рыночной стоимости, приложив к нему результаты независимой оценки организации-члена СРО и экспертизу этой оценки. Согласно данным оценки, рыночная стоимость участка снижается до 1 млрд рублей. 29 декабря проходит заседание комиссии, на котором заявление удовлетворяют, установив стоимость участка согласно рыночной. Соответственно, земельный налог за 2016 год, ранее составлявший 9 млн рублей по ставке 0,3% в отношении земельных участков, занятых под жилые дома многоэтажной застройки, снижается до 3 млн рублей в год.

Рассмотрим также случай, когда изменение кадастровой стоимости участка произошло на основании соответствующего постановления местных органов власти. Предположим, что посреди года (то есть в течение налогового периода) власти увеличили стоимость земель. Соответственно, увеличилась и налоговая база. Что делать налогоплательщику – экстренно пересчитывать налог и авансовые платежи за весь год? Быть готовым к санкциям за недоплату?

Однако здесь может помочь п.2 ст. 5 НК РФ, который гласит, что акты законодательства о налогах и сборах, …устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, обратной силы не имеют. Повысившаяся в середине года кадастровая стоимость, конечно же, существенно ухудшает положение организации, и она может попробовать доказать это в суде. Последние встают на сторону налогоплательщиков (см., например, Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 08.06.2017 N 16-АПГ17-3).

Видео (кликните для воспроизведения).

1 При изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости. Соответствующие изменения вносятся в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости (ЕГРН).

Источники


  1. Беляева, О. М. Актуальные проблемы теории государства и права. Практикум / О.М. Беляева. — М.: Феникс, 2015. — 448 c.

  2. Шубина, Е.Р. Испанско-русский юридический словарь / Е.Р. Шубина, Т.А. Алексеева. — М.: СПб: Юридический центр Пресс, 2018. — 484 c.

  3. Поставка. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 537 c.
  4. Кодекс профессиональной этики адвоката; Проспект — М., 2016. — 179 c.
Как изменится кадастровая стоимость земли
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here